Рецензия на книгу
С первой фразы. Как увлечь читателя, используя когнитивную психологию
Лиза Крон
Аноним23 декабря 2017 г.Как увлечь читателя
Только увидела название, поняла, для меня. Как пройти мимо психологии. И первая часть о ней. Вторая посвящена практике “на ходу”, это уже для тех, кто в самом начале писательского пути.
Темы чередуются логично, актуальны всем, но в один момент подача меняется и появляются примеры, сочиненные под задачу и с подробным анализом текста. Зато исчезают любопытные факты из когнитивной психологии.Если бы меня спросили, что запомнилось в первую очередь (не спросите, сама скажу), я бы не задумываясь отметила пример начала книги.
Каким должно быть начало:
“Джоэл Кэмбелл начал свой путь к убийству в возрасте одиннадцати лет, сев в лондонский автобус номер семьдесят”Сразу любопытно, что к чему. Даже при условии, что картинка рисуется весьма мрачная, интерес не уменьшается. Хочется научиться так же.
“С первой страницы должно что-то происходить и влиять на читателя”Посмотрим, как это достигается:
Как зацепить читателя? Глава 1.
“За секунды, в течение которых вы читаете это предложение, ваши органы чувств обрушивают на вас 11 млн. единиц информации. Примерно 40 из них ваше сознание в состоянии обработать”Факт объясняет все и сразу. Нет никакого смысла высыпать на читателя тонны информации, подробностей, героев, запомнит он песчинку.
А что тогда надо?
“История - это язык опыта, не важно, наш это опыт, чужой или опыт вымышленных героев.
История - это не сюжет и не события, которые он описывает. История - это то, как меняемся мы и как меняется мир вокруг нас”Изменения и опыт.
Подозреваю, есть когорта авторов (и мечтающих ими быть), что поставит в красный угол фантазию или лихой сюжет. Но факт остается фактом, сюжет, который не соприкасается с личным опытом читателя, хотя бы уголком, не тронет читателя.
Передать историю, не значит разжевать, выплеснуть все, что имеется. Это ценная выжимка.
“Истории отсеивают все, что отвлекает от происходящего”.
“История - это жизнь, из которой убрали скучные моменты”. Элмор ЛеонардЕсли в жизни между важными событиями человек завтракает, обедает, ужинает, машет руками и пинает тапки, то сие вовсе не означает, что в литературе нужно отражать настолько же дотошно. Имеет ли оно значение для истории? Маловероятно.
А поскольку мы занятые люди, а читатель еще более занятой (он уж точно так думает), то приходится автору включаться в борьбу за внимание к книге.
Позиция читателя: стыдно быть пойманным с книгой, вроде как бесполезным делом занимаешься. Какие книги, когда кипы работы, посуда в раковине, ужин не готов, гвозди не заколочены? Что скажут близкие? Все умом понимаем абсурдность положения, но продолжаем жить в стереотипе “книга - это развлечение”, дорогое развлечение.
И как на фоне стереотипов автору завоевать внимание?
“Истории необходимо быстро захватить ваше внимание, чтобы отвлечь от непрекращающихся требований непосредственного окружения. Ничто так не отвлекает внимание, как неожиданность, - говорит писатель-нейрофизиолог Джона Лерер.Вот и одна зацепка, быть неожиданным с первой фразы.
“Всю художественную литературу (собственно, все истории) можно описать одной фразой - “Все не то, чем кажется”.А это вторая.
Если мы хотим, чтобы книгу читали, страницами шуршали, важно пробудить любопытство. Факт понятный.
“Любопытство ведет к более сильному ощущению: предвкушению знания, которым мы хотим утолить голод, наслаждению, вызванному выбросом дофамина”Но любопытство теряется, если много тумана в словах. Если мы не можем понять, что в истории происходит, закрываем книгу.
Как сосредоточиться на своей цели (авторской). Глава 2
“Истории, у которых нет фокуса, зачастую вообще не являются историями”.
Как иронизирует автор, вокруг много книг “про 300 страниц”.Разве нет?
Крохотная справка:
“Что такое фокус? Это синтез трех элементов, которые работают сообща, создавая историю: проблема главного героя, тема и сюжет”.Разумеется, сие из разряда очевидного, но повторить не грех. Про когнитивное бессознательное ведь тоже? ;)
“Читатель открывает вашу книгу, его когнитивное бессознательное ищет способ сделать жизнь намного легче, увидеть мир намного яснее, понять людей чуточку лучше”.Я чувствую то же самое. Глава 3
Миф: Пиши о том, что знаешь.
Реальность: Пиши о тех эмоциях, которые испытывал.А я бы объединила оба пункта. Одно без другого дает плоское изображение.
Что на самом деле хочет главный герой? Глава 4
В этой главе я запомнила одну-единственную фразу “Что на самом деле задумали окружающие?”
Якобы эта мысль должна вести героя по сюжету, передавая его сомнения, метания, ожидания и прочие внутренние сотрясения. Да, в этом определенно что-то есть, если не перегибать, не доводить до паранойи.Ищем внутреннюю проблему героя. Глава 5
С чего начинаются истории?
“Истории часто начинаются в тот момент, когда одно из давних убеждений героя становится под сомнение”Или с происшествия, с проблемы.
“Истории рассказывают о том, как люди справляются с проблемами, которых не могут избежать”Вот такая внутренняя цепочка, которая погружается в пейзаж, интерьер и прочее.
Я часто встречаю обширные описания, перечисления деталей: во что одет герой, что поел, что попил, чем закусил и пр. Нередко автор невпопад упоминает дополнительные подробности, например, герой играет на гитаре или арфе. Упомянет и забудет.
А к чему это может привести? Как скажется на восприятии читателя?
“Чтобы жизнь медом не казалась, проблемы на том не заканчиваются; история про арфу отпечатается у читателя в памяти, заставляя думать: “Ого, интересно, что означает эта игра на арфе?”.А она ничего не означает, просто автору захотелось вставить слово “арфа”.
История в подробностях. Глава 6
“Сначала чувствуем. Потом думаем. В этом магия истории”.Если вальсировать от чувств, то волшебство непременно возникнет. А излишки подробностей не появятся.
“Представьте, что каждая деталь - яйцо. Писатель кидает нам яйца одно за другим, не представляя, что число яиц, которые мы с трудом удерживаем в руках, постоянно растет. Проблема в том, что мы не просто роняем это конкретное яйцо; мы роняем их все”.Понятнее не скажешь.
“Говорят, что человек может прожить 40 дней без еды, три дня без воды и 35 секунд без поиска смысла в чем-либо”Как же мне это понравилось! Чем свободнее голова, чем меньше занят человек, тем активнее он ищет, мысленно теряет все, снова находит - это бесконечно.
Но самое главное, смысл читатель должен искать внутри книги, философский, психологический, нравственный и т.д. Но ни в коем случае не логический, он не должен размышлять, почему конфликт выстроен так, а не иначе, совпадают ли причины и следствия и пр.
И об этом в следующих главах.
“Как читатель вы абсолютно ничего писателю не должны. Вы читаете его книгу исключительно ради собственного удовольствия, которое получаете или нет”.А как автор… стоит задуматься о многих вещах.
4654