Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним21 декабря 2017 г.Немного о средневековых пытках
...Парижский суд использовал в своей практике два вида допросов: обычные и усиленные, с использованием воды или «сапог». В других судах применялись и иные виды допросов: поджигание фитилей, вставленных между пальцами, подвешивание за ноги, дыба и т.д.
Когда применялась пытка водой, обвиняемому насильно вливали большее или меньшее количество воды в зависимости от обстоятельств. Ему зачитывали решение, согласно которому он должен был подвергнуться пытке, его усаживали на что-то вроде каменного табурета, затем привязывали руки к двум железным кольцам, расположенным за его спиной; ноги привязывали к двум другим кольцам, вбитым в стену; затем с силой натягивали веревки до тех пор, пока выдерживало тело.
Допрашивающий в одной руке держал бычий рог с отпиленным концом, а другой лил в него воду и заставлял преступника проглотить сразу 4 пинты воды (1 пинта равна 568 мл) в случае простого допроса и 8 пинт в случае усиленного допроса. Во время пытки хирург следил за тем, чтобы обвиняемый не потерял сознания, и в случае резкого ухудшения его состояния останавливал пытку. В промежутках между «водными процедурами» обвиняемому задавались вопросы. Если он на них не отвечал, пытка водой продолжалась. Ссылка
Пытка водой это именно то, чему, мне казалось, я подвергаюсь во время чтения этой бессмертной книги. Возможно, это просто не моя книга. Возможно, я просто не способна понять весь размах и масштаб данного произведения. Как бы там ни было, для меня "Собор Парижской Богоматери" стал настоящей пыткой водой, да простят меня все поклонники этой истории. Меня поражает и восхищает выдержка людей, которые искренне любят, читают и перечитывают эту книгу. Я без особых проблем читала "Тихий Дон" и "Войну и Мир", но это...! Тут даже по деталям разбирать книгу не хочется... 70% - вода не имеющая отношения к основному сюжету, призванная, видимо, создать атмосферу дремучего невыносимого Средневековья.
Что понравилось? Понравились размышления автора о зодчестве, живописи и литературе. Понравился монолог Клода Фроло, обращенный к заключенной Эсмеральде. Мне кажется, что это одно из лучших и самых запоминающихся трагических литературных признаний в любви, которые я читала. Мне не совсем понятно, как так получилось, что сюжетная линия наивной и глупой любви Эсмеральды к Фебу сыскала бОльшую популярность нежели любовь священника к цыганке. Это слепое и беспочвенное чувство Эсмеральды к Фебу и любовью-то назвать трудно. Просто помешанность. Добродетель Эсмеральды добродетелью, но умом ее обделили и почти с самого начала и до конца книги это жутко выводило. Естественно, я, имею в виду, прежде всего житейскую мудрость, которая подвластна любому человеку и которая есть не только у людей с богатым жизненным опытом (хотя и он у нее был).
Ставлю оценку 6 только за одно из лучших признаний любви в истории литературы (на мой взгляд), за интересные рассуждения на тему искусств, ну и за саму выдающуюся способность Гюго высасывать печатные листы из пальца, причем делать это с выдумкой и на красивом языке (мне эта способность жутко не нравится, но масштаб сего таланта, все-таки, надо оценить!), а также же за то, что история стала основой для множества адаптаций, а также одноименного мюзикла.10688