Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ubik

Philip K. Dick

  • Аватар пользователя
    Аноним19 декабря 2017 г.

    Ключевые точки сюжета безжалостно раскрываются в данной рецензии на каждой строчке. Будьте бдительны.

    Книги Филипа Дика неизменно вызывают в читателе недоумение. Порой восхищённое, но случается, к сожалению, что и недоумевающее и вовсе далеко не восторженное. Так и в этом случае.
    Так как сказать о творчество Дика "странное" равносильно молчанию, попробуем разобраться, что могло разочаровать читателя.

    Несомненно, на фантазию автора жаловаться не приходится, однако стройная продуманность мира ускользает от зрителя, многое остаётся необъяснённым или непонятым (вполне допускаю второй вариант), из-за чего возникает чувство растерянности, влекущее за собой если не разочарование, то огорчение, словно чего-то недополучил, недопонял, недообъяснили, забыли упомянуть что-то важное, из-за чего всё сразу стало бы на свои места.

    Большой минус также касается персонажей, картонной безликости одиннадцати человек. Складывается ощущение, что они нужны только для массовости, чтобы скормить старине Джори не двух-трёх ключевых человек, но десяток. Кроме имён ребята из ударной бригады, лучшие люди Рансайтера, каждый в отдельности представляющий из себя блестящего специалиста в своей области, следовательно, человека яркого и даже эксцентричного, какими, как правило, бывают люди талантливые (ничего этого в книге не показано), эксперты ничем друг от друга не отличаются. Персонажам почти не уделено времени: они лишь носятся туда и обратно, убегая от регрессирующего мира или догоняя мёртвое тело начальника, и в этой бесконечной погоне они не успевают не только раскрыться, но даже познакомиться со зрителем.

    Огромным разочарованием, к тому же, оказывается тот факт, что кроме привлекающей в начале внимания Пат (после, однако, персонаж становится таким же невзрачным и теряется на фоне остальных, совершенно сливаясь с ними и теряя индивидуальность, чтобы не короткое время опять обрести её ближе к концу), ни один из десятки инерциалов ни разу не использовал свои уникальные способности! Зачем, зачем так усложнять мир, населять его телепатами и антителепатами, предсказателями и антипредсказателями, если на деле придётся два-три раза вскользь упомянуть, что когда-то тот-то читал мысли того-то, и вот что он думал, да ещё разок-другой упомянуть, что, "да, мы это предвидели", а ещё предсказать то, что и так случится через считанные минуты. Ужасно обидно.

    Если продолжать о непрорисованности мира и даже забыть, что, строго говоря, тайна Убика так и осталась нераскрытой, нам очень мало объяснили и про мораториумы: от чего зависит длительность полужизни? Существуют ли какие-либо ограничения на число включений или на продолжительность сеанса? Что происходит с полуумершими и почему им известно лишь то, что могут рассказать им живые? Какой вообще смысл в полужизни, если в конечном счёте они всё равно умирают? Что означает красный свет во сне и почему полумёртвые видят сны? И видят ли они что-либо кроме снов, пока лежат в мораториуме? Что вообще представляет собой их существование?
    Почему у Эллы Рансайтер не оказалось с собой Убика, когда она в последний раз беседовала с мужем, если, как намёком упоминалось в книге, она сама же и основала его производство? И как невечной полуживой Элле удалось внести такой большой вклад в создание Убика, позиционирующегося как Вездесущее. И как можно было заставить регрессировать вездесущее, если оно существует вне времени и подчиняется каким-то иным законам?

    Последнее отталкивающее впечатление производит язык, как и герои, совершенно невыразительный и не цепляющий. Как уже было отмечено, не помогающий понять мысли и эмоции персонажей и довольно сухо перечисляющий события.

    В итоге имеем насыщенный бессмысленным копошащимся действием загадочный роман с непонятными сюжетом, невнятными героями, оставляющими после себя огромное количество вопросов и, к сожалению, далеко не вечных, а также неприятное чувство незаконченности.

    Содержит спойлеры
    4
    226