Рецензия на книгу
Вам меня не испугать
Дженнифер Макмахон
Аноним19 декабря 2017 г.Здравствуйте!
"Вам меня не испугать" - уже четвертая книга Дженнифер Макмахон, прочитанная мной. Для меня Макмахон - одна из немногих "автоматически читаемых" авторов. Есть в ее творчестве что-то такое, что заставляет меня возвращаться к ее книгам вновь и вновь.
Обычно Макмахон пишет в жанре "саспенс", ее книги наполнены сверхъестественными явлениями, но в этот раз автор решила отойти от привычного жанра и написала самый настоящий детектив без мистической составляющей.
Я очень обрадовалась, потому что давно было интересно, сможет ли Дженнифер потянуть такой жанр, поддерживать гнетущую атмосферу на привычном уровне, держать читателя в напряжении, играть с ним и в конце выдать действительно ошеломительную реальную развязку и не использовать при этом пугающие мистические приемы.
Повествование ведется в двух временных промежутках, это излюбленный прием Макмахон, каждая ее книга написана в таком ключе.
1985 год
Тихий американский городок Брайтон-Фоллс потрясает череда жестоких серийных убийств. Маньяк по прозвищу Нептун похищает женщин, с хирургической аккуратностью отрезает им правые кисти и оставляет их в коробках из-под молока на крыльце местного полицейского участка, а по прошествии пяти дней выставляет обнаженные тела убитых у разных достопримечательностей города на всеобщее обозрение.
Но убийства внезапно прекращаются, когда не находят тела последней жертвы Нептуна - бывшей актрисы и модели Веры Дюфрен. От несчастной осталась лишь отрезанная кисть, но где же сама Вера или ее тело? И главное, куда пропал Нептун?
2010 год
38-летняя Реджина Дюфрен - признанный архитектор, живет в уютном светлом доме, спроектированным ею самой и занимается любимым делом. Но прошлое не оставляет ее в покое, каждый год женщина получает странные звонки, а в трубке слышно лишь тихое дыхание. Реджи уверена, что Нептун жив и таким образом общается с ней.
И он действительно дает о себе знать. Реджи получает ошеломительное известие - ее мать, Вера, последняя жертва Нептуна, найдена живой и относительно здоровой в доме престарелых. Но как так получилось и где Вера была все эти годы? Неужели это извращенная игра и Нептун снова вышел на охоту?
Это все, что вам нужно знать о сюжете! Уже не знаю, в какой раз это скажу, но не читайте официальную аннотацию. Да, в них в целом частенько бывают спойлеры, но у меня такое ощущение, что конкретно к книгам Дженнифер аннотации составляет какой-то особо одаренный человек, ей-богу. Он берет все основные сюжетные повороты, которые происходят в середине, а то и в конце повествования, и запихивает их в текст. Да, все так просто. Аннотации к каждой ее книге содержат просто немыслимые спойлеры и у меня на них уже, походу, чуйка, ибо и в этот раз мне в очередной раз удалось обойти конкретное раскрытие сюжета.
Мне порой очень нравится, как Макмахон прописывает персонажей. У нее получаются странные, противоречивые герои, редко вызывающие симпатию, у каждого из них есть какая-то червоточина. В этом плане автор очень напоминает мне мою любимую Гиллиан Флинн, у которой персонажи получаются живыми, реальными, но напрочь сумасшедшими и вызывающими лишь неприязнь. И это круто! Не всегда же тонуть в розовых соплях от идеальности и правильности главных героев.
И самое интересное, что второстепенные герои у Макмахон всегда сильнее, глубже, интереснее, чем главные. Наверное, это определенный авторский стиль, который дает яркий контраст и заставляет прочувствовать второстепенного персонажа еще сильнее. Так было и в "Сестрах ночи", и в "Обещай, что никому не скажешь". Так получилось и в "Вам меня не испугать". Второстепенные герои порой настолько мерзко-реальные, что аж страшно становится.
Реджина является центральным персонажем обоих временных промежутков, именно с ее стороны ведется повествование. 1985 год охватывает часть истории до исчезновения ее матери Веры, во время ее пропажи и некоторое время после. Это дает книге претензию на психологическую составляющую, ведь по идее должны пописываться чувства дочери, потерявшей мать.
На самом деле, вот эта психология получилась у Макмахон хуже всего, меня поступки и мысли Реджины вгоняли в некий ступор, было странно и страшно осознавать, что девочку больше волнует не похищение матери, а безответные чувства к мальчику.
Возможно, это было сделано специально, чтобы вызвать некую неприязнь к персонажу, возможно, что Дженнифер просто решила не уделять внимание терзаниям девочки и не превращать книгу в психологические сопли, возможно, что автор просто не смогла вложить в героиню достаточно эмоций и человечности. Неважно, в чем причина, но и Реджина-ребенок и Реджина-взрослая мне показались очень плоскими и нереальными.
Другое дело подруга Реджины - Тара. В данной книге она является тем самым ярким второстепенным персонажем, лидером, за которым следует главная героиня. Не по годам взрослая девочка со своими очень серьезными тараканами. Эгоистка, которую ничего не волнует. Приходит в восторг от Нептуна, пытается понять его мотивы и поступки, хочет хоть немного приблизиться к "прекрасному".
Подпись на обложке намекает нам на то, что ребята совершили какой-то отвратительный поступок и кажется, будто книга будет завязана именно на нем. На самом деле то, о чем говорится в этой фразе, происходит практически в конце книги и никакой особой сюжетной роли не играет.
Может быть, что таким образом автор хотела сбить читателя со следа Нептуна и заставить пойти в другом направлении и раздумывать о различных развязках, в том числе и замешанных на Реджине и ее друзьях. Но не вышло, по всей книге разбросаны намеки об этой тайне, но настолько слабые и не интригующие, что эта история уходит на второй план. Ну и развязка "ужасного поступка" скучная и довольно банальная.
Повествование мне показалось довольно затянутым, было ощущение, что автор пытается налить побольше воды, чтобы книга получилась объемнее. К слову, в печатной версии издания 480 страниц, я считаю, что книгу без особых потерь можно было ужать и до 300 страниц. Уже к середине книге я начала слегка раздражаться, некоторые ситуации и диалоги повторялись, казалось, что я хожу по кругу.
И ладно, если бы Макмахон лихо закрутила сюжет и добавила несколько неожиданных поворотов, но нет, где-то 430 страниц - это очень плавное неспешное повествование, а вот последние 50 - развязка, стремительная настолько, что вообще не понимаешь, что произошло. Наверное, на контрасте с ровным повествованием она должна была показаться неожиданной и резкой, но в итоге создалось впечатление, что автору просто захотелось побыстрее закончить книгу.
В этой книге зло - это не потустороннее и сверхъестественное, а реальный человек из плоти и крови и из-за этого должно быть еще страшнее. Но в итоге скучно, предсказуемо и абсолютно не атмосферно. Догадываться о том, кто является Нептуном, я начала сразу же и, в целом, самая первая мысль была верна. Но отдам должное Дженнифер - она мастерски сбивает читателя со следа и уже ближе к середине книге мои подозрения начали перескакивать от героя к герою.
Развязка же показалась невероятно банальной, я надеялась, что замру от восторга от неожиданности, но увы. Да, автор раскрыла мотивы убийцы в конце книги, но оказались весьма бредовыми и непонятными, а некоторые поступки - весьма глупыми. После прочтения у меня осталось довольно немало вопросов и ответов на них, как вы понимаете, я не получила.
На мой взгляд, у Макмахон есть довольно серьезная проблема - она просто не умеет писать неожиданные и поражающие воображение концовки. Автор прекрасно управляет читателям, ее книги полны гнетущей атмосферы, сюжет держит в напряжении, за это они мне и нравятся, но в конце - пфффф, сдувшийся воздушный шарик.
Здесь же - к-к-комбо. Не удалось ни-че-го. Нет привычной атмосферы, нет мурашек по коже и ощущения, что за тобой кто-то следит, пока ты читаешь, ну и развязка как обычно - никакая. В целом, вышел довольно средненький детектив без претензий на что-то большее. Не могу сказать, что жалею о потраченном времени, но перечитывать абсолютно точно не захочу. Неплохой детектив на один раз, но большего ждать не стоит.
Спасибо за внимание!
10255