Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Таис Афинская

Иван Ефремов

  • Аватар пользователя
    Felosial18 декабря 2017 г.

    Великий путь блудницы

    История — штука непредсказуемая и неизведанная. Во мне всегда сидел дух противоречия, и я не могу полностью смириться с тем, что пишут в учебниках, равно как и принять то, о чём пишут в исторических книгах. Нельзя ведь утверждать, что сегодня мы точно знаем, что происходило в далёкие времена, если в определённых моментах мы судим о прошлом, опираясь только на письменные источники. Как проверить достоверность того или иного описанного события, если других подтверждений нет? Кто знает, не писался ли источник много-много лет назад с каким-нибудь умыслом, не утаивал ли автор или, наоборот, не присочинил ли? Конечно, глупо искать и в современной художественной книге подлинную и правдивую летопись минувших дней, однако некие ключевые моменты, на которые опираются исторические романы, не дают им «проседать» и дают вполне цельную, хоть и во многом приукрашенную, картину. В своём романе (кстати, посвящённом третьей жене Таисии) Ефремов описывает приключения прославленной греческой гетеры Таис, музы и современницы Александра Македонского. Гетера — проститутка или шикарная женщина, доступная не всем? Конечно, по современным меркам и стандартам Таис отнюдь не благородная девица, ибо неприлично спать с разными мужчинами за деньги и подарки (ну вообще неприлично, да). Однако в книге ни одна постельная сцена (а их всего... две), не описана прям так подробно и с неприличностями, но зато всё как в фильмах: поцеловались, прилегли, проснулись вместе наутро. Таис — образованная девушка, она хорошо поёт, танцует, знает несколько языков, умеет поддержать беседу. Она прекрасна, и все мужчины от неё в восторге. Образ без изъяна, этакая Елена Прекрасная. И когда один из жрецов укоряет Александра, что зачем ему блудница-гетера, если он может получить целомудренную 15-летнюю знатную девочку, Александр замечает, что чем лучше девочка, которую предлагают помимо её воли как проститутку, Таис, которая никогда не ляжет в постель, если сама того не захочет. Был же, например, красивый Менедем, без гроша за душой, но с ним Таис провела немало ночей. В общем, нам сегодня не понять этого всего.
    «Мама, ты ведь богиня?» — спрашивает Таис её сын. И правда, на протяжении всего романа по кирпичику выстраивается образ прекрасной, богоподобной женщины, не знающей неудач, промахов, отказов. Один всего лишь раз в романе промелькнула сцена, где Таис и её подругу-рабыню прогнали новые охранники Александра, и эта сцена словно туча на безоблачном небе в крайне ветреный день. Слишком всё удачно складывается для неё, обронённое слово или клятва воплощаются в жизнь, словно нить её жизни соткана из золота. Но за своё счастье и достижения приходится расплачиваться жизнями других, близких и любимых людей. Таис постоянно перевоплощается, словно внутри неё живут разные личности. Она подруга, любовница, крутая наездница, одарённая артистка, амазонка, сострадательная женщина, мать, но при этом она твёрдый кремень и рьяная феминистка и фурия, которая подожгла дворец Ксеркса.
    По сути книга, охватывающая время походов Александра Македонского, от первой победы до смертного одра, совсем не про него, это лишь декорация, та временная веха, на которую опирается повествование. Книга эта про великую женщину, про ту, которую так боятся, но желают все мужчины, а Ефремов, посвятивший её своей жене, не побоялся в этом признаться. Пусть она донельзя идеализированна и овеяна божественным ореолом, но этот набор клише, который так трудно весь встретить в современных женщинах — ум, красота и сила — никогда не канет в Лету, ибо есть идеал.

    25
    1,4K