Рецензия на книгу
Das Paket
Sebastian Fitzek
Аноним13 декабря 2017 г.Себастьян Фитцек - "Посылка".
При объеме в триста страниц (еще двадцать занимают благодарности) этот роман обязан был прочитаться за пару дней. Так и получилось. Фитцек по-прежнему динамичен и интересен, однако на сей раз материал ему достался, из которого много не выжмешь. Женщина-психиатр стала жертвой насильника - попалась, если можно так выразиться, под горячую руку маньяку в отеле, где остановилась после конференции. Происшествие, разумеется, оставило неизгладимый след в ее психике и превратилось в фобию. Бедняга стала бояться выйти из дома и везде чувствовала опасность. Ну а такое состояние, понятное дело, порождает странные события - закон триллера. Вот только жанр обязывает городить интригующие повороты один за другим, а брать их практически неоткуда. Фитцек выпутывается просто: описывает невозможные на первый взгляд вещи, а потом простейшим образом их объясняет. Банальный пример: героиня входит в отельный номер, но ее застает врасплох насильник (до этого, кстати, произошло еще кое-что, намекающее на присутствие человека в ее комнате). Как такое могло произойти? Извините, чуть-чуть разглашу концовку, но вреда от этого не будет. Да преступник просто спрятался заранее. Понимаете? С таким подходом на роль маньяка можно назначить кого угодно, и логика не нарушится. Однако хорошее произведение должно извиваться, путать следы, но в конечном итоге все равно подводить только к одному конкретному злодею. А если выбирать его по принципу "чтобы совсем неожиданно было", то можно придумать мотив, даже логично обосновать план, но естественности это не придаст. Персонажи, из которых выбирают злодея, должны были крутиться в этом же отеле до преступления и мозолить читателю глаза. Потом один окажется виновным, а другие - нет. Но увы и ах.
Вот и получается, что странности накладываются друг на друга и даже в конце естественным образом разъясняются (ясное дело, Фитцек - не того калибра писатель, чтобы истолковать всё бредом сумасшедшего), но ощущение искусственности не проходит. Триллеру простительно многое: любую антинаучную ересь можно прикрыть динамичным сюжетом. Однако читатель не должен думать, что автор высасывает события из пальца, чтобы упирать на псевдоневозможность. В "Посылке" же несколько раз главы заканчивались действием и противодействием (сначала происходит одно, потом - противоположное). Напряжение при этом якобы растет, кукушка у героини уезжает всё дальше, а, по сути, ничего и не случилось.
9545