Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чингисхан. Покоритель Вселенной

Рене Груссе

  • Аватар пользователя
    Аноним11 декабря 2017 г.

    Не мы такие - жизнь такая.

    Историческая персона Чингисхана не нуждается в представлении перед широкой аудиторией. Едва ли найдется человек, мало-мальски окончивший школьный курс, который не слышал бы о деятельности "Покорителя Вселенной". В современном лживо-гуманистическом обществе крайне популярно поставить основателя самой большой в истории Евразии империи - Чингисхана в один ряд с другими любителями кровавой жатвы - Гитлером, Македонским, Наполеоном, Тамерланом и т.д. Вот только гуманисты почему-то забывают о нравах, царивших в то время по всему миру. И то, что происходило в Азии, по сути своей мало чем отличалось от того, что происходило в Европе или на Ближнем Востоке. Также вожаки вели своих подданых на смерть ради наживы чужим добром, маскируя эти неприглядные мотивы в религиозный фанатизм или заботу о безопасности границ своего государства.

    Однако, масштабы - да, потрясают. Любой из крестовых походов, а пожалуй и все они вместе, смотрятся совсем блекло на фоне глобальных завоеваний монголов, которые достигли своего максимума ни при самом Чингисхане, а при его детях и внуках. Инерция, заложенных Чингисханом основ по объединению и организации монголов в военное общество, позволила благополучно существовать Орде еще много лет спустя, даже тогда, когда неприхотливые и выносливые кочевники стали развращаться ассимиляцией с более развитыми культурами порабощенных народов, а следовательно терять свою молодую и голодную пассионарность.

    Подход Рене Груссе к освещению биографии Чингисхана трудно назвать выверенным или объективным. До момента больших походов завоевателя в Китай и Среднюю Азию, автор руководствуется исключительно сказаниями монгольских бардов, много места соответственно уделяя поэтической патетике и совсем мало затрагивая причинно-следственные связи происходящего. Легенды, мифы и сказания тут правят балом. Французский историк по ходу книги заметно проникается симпатией к своему герою, и даже когда на основе трудов арабских и персидских летописцев начинает описывать разрушительные походы в Среднюю Азию, Кавказ и Русь, то старательно избегает "очернения" Чингисхана, предпочитая в большинстве случаев спихивать вину за чрезмерную жестокость, проявляемую в войне, на монгольских военачальников или даже на провокации самих пострадавших. Груссе постоянно несколько оправдывает монголов, заостряя внимание на дикости их нравов и культурной неразвитости. Это вполне типичный подход европейского историка, видящего центром совершенства лишь культуру Европы. Так, он запросто сравнивает по уровню развития монголов 12 века и индейцев Северной Америки 16 века, тихим сапом проталкивая свою оправдательную оценку действий воинственных кочевников: Не мы такие - жизнь такая.

    Несмотря на достаточно субъективный подход, книга получилась достаточно интересной, а местами даже отличной, в первую очередь благодаря незаурядной личности и интереснейшему жизненному пути самого Чингисхана или вернее сказать Тэмуджина, потому как Чингисхан - это не имя, а скорее титул, принятый Тэмуджином на всеобщем собрании монголов - курултае в 1206 году. А единственный действительно серьезный недостаток книги по моему мнению, это то, что она не дает ответ на главный вопрос: "Кем же в большей степени являлся Тэмуджин? Любимчиком своего бога Тэнгри или сверхчеловеком железной воли, сумевшем прогнуть реальность под свои интересы."

    68
    2,9K