Рецензия на книгу
Плаха
Чингиз Айтматов
Аноним8 декабря 2017 г.Порою люди как звери, а звери - лучше людей
"Я когда-то был псом, благородным, с гербом на флаге,
Но собачий закон охраняют всегда дворняги!
И теперь я в бегах, в пене, в мыле, в крови, в азарте:
Волчий Бог в облаках намечает мой путь по карте..."
(С) Максим Леонидов "Волки"Чингиз Айтматов и его самый знаменитый роман "Плаха" обходили меня стороной вплоть до нескольких последних дней. Мое знакомство с писателем началось в этом году, в рамках игры "Открытая книга". Я прочитала тогда его повесть "Джамиля" (кому интересно, под ссылкой я оставила рецензию на ту книгу). Хотя сравнивать эти две истории язык не повернется. "Джамиля" - это добрая и светлая история о любви. В "Плахе" же каждая строчка пропитана болью, жестокостью и несправедливостью мира. Вне всякого сомнения пронзительная и драматичная история. Как по мне, ее стоило бы изучать в школе в рамках курса мировой литературы. Кто-то скажет, что это травматично для психики детей. Уж точно не более, чем Достоевский со своим "Преступлением и наказанием", Толстой с "Анной Карениной" и романом "Война и мир" "Портрет Дориана Грэя" Уайльда и "Парфюмер" Зюскинда, которые мы читали в старших классах историко-филологического направления в лицее. Так что уверена, что читать бы стоило. Читать и анализировать. В романе много символов и вообще есть над чем задуматься.
Помню, когда мы читали "Мастера и Маргариту" (тоже, кстати, не самое безобидное для хрупкой подростковой психики произведение, если на то пошло), мы рассуждали о триединстве сюжета. История Иисуса и Пилата - Воланд и свита в Москве 30-тых годов - Линия Мастера и Маргариты. Все три, идя параллельно, в конечном счете пересекались и сливались воедино.
В "Плахе" мы в общем-то сталкиваемся с тем же самым. И даже история Иисуса и Пилата на этих страницах тоже есть, правда в совсем иной интерпретации. Чингиз Айтматов, опубликовавший свой роман в 1986 году, видит эту историю в совсем ином свете, нежели Булгаков, бывший современником революции, гражданской войны, репрессий тридцатых годов и умерший тогда, когда в Советском Союзе шел предвоенный год.
Первый главный герой - это Авдий Каллистратов. Он бросил духовную семинарию (тем не менее, продолжая идти по пути Бога, хоть и иначе) и стал журналистом, расследующим экстремальные преступления (это прежде всего касается наркоторговли. Между прочим, уж очень подробно описаны моменты с выращиванием конопли...).
Вторая сюжетная линия, связывающая воедино весь роман - это линия волчицы Акбары и волка Тошчайнара. Она столкнулась с абсолютной жестокостью, на которую способны только люди. Звери убивают, чтобы выжить. А вот люди... нам с вами известно, что люди нередко убивают по совсем иным причинам - власть, богатство, слава, а то и просто развлечение... В этой книге звери показаны порою человечнее людей. И хочется встать вместе с ними бок то бок и сражаться с их обидчиками.
Третья сюжетная линия о Бостоне Уркунчиеве, который всю жизнь трудился и работал, обладал праведным сердцем, прямым характером, открытостью и правдивостью. Его история даже несправедливее того, что произошло с Авдием, честно.
Иногда мне кажется, что повесть "Джамиля" и роман "Плаха" написаны разными людьми. Первый - романтик и идеалист, второй - жесткий реалист, разочаровавшийся в жизни и людях. Хотя вот эта цитата навевает мысль, что разочарование не является абсолютным:
Казалось бы, сколь ничтожны люди – гадят, мочатся, совокупляются, рождаются, мрут, вновь рождаются и мрут, сколько низостей и злодеяний несут они в себе, и среди всего этого отврата и мерзости откуда-то вдруг – провидение, пророки, порывы духа.Многие считают, что в этом романе исключительно его время - восьмидесятые. Так оно и есть, но роман и сейчас не потерял актуальности, а многие мрачные и ужасные вещи, предсказанные в нем, воплотились в жизнь в еще более худшем виде, чем предполагал автор. Потрясающий роман. Я даже думаю купить ее на бумаге и перечитывать.
484K