Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Граф Монте-Кристо

Александр Дюма

  • Аватар пользователя
    Аноним6 декабря 2017 г.

    Образец конструктивной мести

    «Граф Монте-Кристо», 1957 г. – приключенческий роман одного из самых читаемых французских авторов Александра Дюма, который также является автором не менее известного романа «Три мушкетёра». Дюма крайне плодовитый писатель и его труды насчитывают более 100 тысяч страниц! «Граф Монте-Кристо» - тоже отнюдь не маленькое произведение, но сюжет книги настолько увлекателен и прост, что ты совсем этого не замечаешь, история поглощает и не отпускает очень долгое время спустя.

    Главная тема романа – это месть, но не месть разрушительная, а месть с психологической точки зрения конструктивная. В чём различие? Деконструктивная месть – это, когда ты своими действиями лишь усугубляешь ситуацию и конфликт, что приводит к ответным действиям со стороны обидчика, что в свою очередь приводит к новым страданиям. Но месть конструктивная – это глубокий самоанализ, поиск причин и их устранение. Граф Монте-Кристо – идеальный пример конструктивного мстителя, который сначала превзошёл своих врагов и только потом сразил их с помощью очень тонко продуманных психологических приёмов.

    Главным же злом, на мой взгляд, в книге являются деньги. Деньги и честолюбие, жадность и алчность приводят людей к ужасным поступкам, будь то ложный донос или даже убийство. Тут же хочу отметить, что автор явно выступает на стороне Наполеона и является противником коррумпированной монархии, высмеивая самого короля и его приспешников, меняющих своё мировоззрение при каждом дуновении ветерка.

    Роман, бесспорно, потрясающий, но я также хочу отметить некоторые моменты, с которыми я не совсем согласна. С моральной точки зрения, во мне, как и в главном герое этой книги под конец закралось сомнение: а правильно ли он поступил, взяв на себя роль самого Господа Бога? Граф, оживив в сознании самые ужасные воспоминания, убедился в своей правоте и успокоился. Однако, я так и не пришла к истине, ведь в конечном итоге все его страдания и горе сделали его сильным, богатым и могущественным. Значит логично предположить, что это пошло ему на благо, если не брать в расчёт психологическую травму (но, признаемся, кто без этого?). Может и не стоило уподобляться своим жестоким обидчикам, принеся в жертву в том числе и ни в чём неповинные жизни?

    Также немного удивляет, как некоторые пострадавшие от этой «божьей кары» относятся с пониманием к графу и ни в чём его не обвиняют. Как правило, люди не склонны вставать на сторону того, кто причинил им зло («ты убил моего отца из-за того, что тот когда-то тебя обидел? ну что ж, ты прав, он сам нарвался, не будем ссориться»).

    Но несмотря ни на что, хитрость и ловкость, с которыми граф Монте-Кристо провернул всё это дело, не может не вызывать восхищения! А витиеватость сюжета вкупе с живыми и яркими персонажами делают роман настоящим эталоном жанра, актуальность которого с годами не теряет своей остроты.

    9
    332