Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Отцы и дети

Иван Тургенев

  • Аватар пользователя
    zashymie28 ноября 2017 г.

    С чтением Тургенева у меня всегда возникали трудности, еще со времен "Записок охотника", наверное, из-за любви писателя к неторопливому и спокойному повествованию, которое мне порой хочется ускорить. Однако "Отцы и дети" произвели на меня большое впечатление, а долгие и красочные описания в этот раз не показались скучными.
    Тема конфликта двух поколений и двух разных времен поднималась в русской литературе неоднократно, здесь конфликт показан на примере двух семей: Кирсановых и Базаровых.
    Мягкое и плавное повествование цепляет с самого начала, этой истории хочется верить. Пейзажи, проносящиеся за окном, небогатые, но просторные имения, прислуга и ямщики - каждая мелочь продумана, а потому живо встает перед глазами, но теперь о главных героях.

    Для меня в этой книге нет ни одного положительного персонажа.
    Базаров - неприятная, но самая интересная личность, на фоне которой остальные герои немного блекнут, очередной "лишний" человек в русской литературе. По-настоящему "лишний" - с его идеями ему, как приверженцу нигилизма, нет места среди поколения "отцов", но и среди "детей" он не чувствуют себя понятым. Молодые люди восхищаются им, перенимают его взгляды, учатся у него, но ни с кем он не может поговорить на равных. На нем сказывается детство. Родители Базарова не знают грани между нежной родительской заботой и альтруизмом, посвящением всего только своему сыну. Избалованный, окруженный в детстве только нежностью и любовью, столкнувшись с реальностью, Евгений разочаровался и закрылся от всех, пряча свои чувства за цинизмом и хладнокровием. Он не позволяет себе чувствовать, но не чувствовать ничего невозможно, и как бы он ни запирал в себе свои эмоции, они рано или поздно становились неуправляемыми. Он не дает никому задеть свое больное самолюбие, отказ Одинцовой наносит сильный удар по его гордости, и тогда он снова сбегает от самого себя, зарываясь в работу. В его идеях и размышлениях, несомненно, что-то есть, мне понятно, почему многим школьникам симпатична его позиция. Протест против всего устоявшегося порядка, отрицание всех авторитетов кажется смелым шагом, который ставит Базарова выше многих, но вопрос в том, приносят ли его идеи пользу. Я бы согласилась с ним в чем-то, если бы он претворял свои мысли в действия, но он лишь рассуждает. Он еще не добился успеха в какой-то сфере, и я поддержу Павла Петровича Кирсанова в его словах: “Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить”. Действительно, гораздо проще рушить и отрицать, но построить, создать что-то лучшее, чем то, что Евгений Васильевич так призирает, он не может, ведь вряд ли сам знает, как. Сложно в споре Павла Петровича и Евгения Васильевича принять чью-то сторону, ведь Кирсановы, удобно устроившееся в своем положении, ничего не пытались изменить, даже не признавали наличие проблемы, проводили свою жизнь в праздности. Но чем лучше Базаров с его смелыми, новаторскими рассуждениями, которые не сопровождались никакими действиями? Конфликт достигает максимального накала во время дуэли, а потом идет на спад. Мне очень понравилось то, что личность Павла Кирсанова прошла какое-то развитие, он усомнился в своих принципах, а значит встретил Базарова не зря, чего нельзя сказать о самом Евгении, который остался непреклонен.
    Сын Кирсановых, Аркадий, совсем не заинтересовал, мне показалось, что он призван лишь оттенять резкость Базарова, потому что сам всего еще мальчик, который легко поддается влиянию со стороны, не имеет пока своих взглядов и убеждений и лишь перенимает их от окружающих. Он добр и бесхитростен, его воспитали в любви, но любви здоровой, без фанатизма и бесконечного обожания. Находясь в обществе Базарова, он подстраивается под него, но их дружба никогда не была крепкой и настоящей. Родители Аркадия чувствуют себя слишком старыми, чтобы быть интересными собеседниками для сына, однако на самом деле младший Кирсанов все еще нуждается в них и их опеке. Ему хочется вырваться из-под родительского крыла. Современные идеи противостоят консерватизму, так и возникает проблема "отцов и детей".
    Женские персонажи романа - это, пожалуй, единственное, что мне не понравилось, они вызывали у меня раздражение. Никогда не понимала, за что так любят русские писатели образ робкой, диковатой, но кроткой и нежной девушки. Что-то вроде усовершенствованной Татьяны Лариной встречается буквально в каждом произведении русских классиков. Сестры Одинцовы - как две ипостаси Лариной. Катя - простая, пугливая, но добрая девушка, которая находится под влиянием своей сестры. Ей чуждо общение, но простота и добродушие Аркадия пробуждают в ней симпатию, она напоминает мне Ларину, еще юную, во времена знакомства с Онегиным. А Анна Одинцова - красавица с прекрасными манерами, холодная и сдержанная, вызывает мысли об уже взрослой Татьяне, вышедшей замуж. Если о Кате сказать сложно, так как характер ее еще не сформировался, то образ Анны не совсем для меня понятен. Она никогда не любила, ничто не волнует ее, не вызывает страсти, лишь мимолетное любопытство. Откуда в ней эта расчетливость и практичность, почему она не позволяет себе любить? Это автор не раскрывает. Ее образ очень типичен, повторяется неоднократно. И "Ася", и Елена из "Накануне", и здесь, образ тихой, углубленной в себя, выросшей в сельской местности, тургеневской барышни очень приедается. Кажется, будто в 19 веке больше не было молодых девушек, обладающих незаурядным характером и красотой.
    Финал романа показался мне очень логичным, смерть Базарова - это почти необходимый сюжетный поворот. Сложно представить, как бы в обществе Базаров жил и дальше, где бы нашел себе место, куда применил свой ум.
    Проблема "отцов и детей" остается открытой, И.С. Тургенев не принимает чьей-либо стороны, не оставляет "победу" за одним из поколений, это все еще актуально, и будет актуально всегда. Дети непременно должны вносить что-то свое, спорить, "обходить" своих родителей, как иначе будет развиваться общество?

    6
    194