Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Герой нашего времени

Михаил Лермонтов

  • Аватар пользователя
    Аноним24 ноября 2017 г.

    Помню, в школе мы проходили это произведение по программе. Помню, что я его даже не открывала, но писала по нему сочинение на тему "Печорин - лишний человек в обществе" старым проверенным методом - списывая то, что было написано какими-то критиками, меняя порядок слов в предложениях и через предложение.
    И вот, спустя время, я решила заполнить подобные пробелы в своем образовании и прочитать непрочитанное. Пожалуй, все-таки такие книги стоит читать уже в более взрослом возрасте, не в школе, тогда они воспринимаются объемней.
    "Герой нашего времени" как матрешка, представляет из себя рассказ в рассказе в рассказе.
    Первая, наиболее трогательная и интересная часть знакомит читателя с автором, офицером, который приезжает на Кавказ и знакомится там с Максимом Максимычем, который, в свою очередь, рассказывает трагическую историю некоего Печорина и горной красавицы Беллы. Непередаваемый колорит горных деревень, с любопытными и несколько жестокими обычаями, дикий для европейского человека обмен девушки на коня. И Печорин, который решил завоевать черкешенку любой ценой и, добившись ее любви, охладел к ней. Как ни трагична судьба Беллы, но, пожалуй, ее гибель - это лучшее, что с ней могло случится в тех обстоятельствах. И, что самое интересное, что, вроде как и понимаешь, что Печорин поступил, мягко говоря, нехорошо, а, тем не менее, ни в чем его не винишь. Это какая-то такая особенность главного героя - он вроде как и заслуживает порицания и осуждения, но ты воспринимаешь его таким, какой он есть и даже скорее жалеешь.
    Остальные рассказы из жизни Печорина, рассказанные им самим, меня уже не так сильно зацепили, однако они больше раскрыли сущность этого человека, его внутренний мир. И я поняла, почему не могу осуждать этого человека. Просто он очень похож на меня - в то время, когда другие вовлечены в какие-то переживания, он может просто отстраниться и наблюдать за всем происходящим со стороны, задаваясь извечными вопросами.


    Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты.

    Человек, в свои 26 уставший от жизни, томимый скукой - и Петербургские балы ему успели опостылеть, и в горах тоже не нашел он успокоения для своей души.


    Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни.

    И, понятное дело, что с таким настроем он привлекал к себе трагические события, которые и дальше усугубляли его депрессию.
    Возможно, попадись ему человек, который смог бы ему поведать, как заполнить его душевную пустоту, как разбудить радость внутри себя - и Печорин перевернул бы горы! Но нет, так и метался он по городам и странам, пока не погиб где-то в Персии.
    Чрезвычайно глубокое произведение, сначала кажется немного сыроватым - слишком уж разрозненные эти истории - Бэла, Тамань, княжна Мэри, фаталист, краткая встреча с Максимом Максимычем... Как лоскутное одеяло, как фонарик в темной комнате, который не способен сразу осветить все помещение, так и эти истории, являясь лишь кусочками из жизни, не могут осветить полностью душу такой многогранной личности, как Печорин. Поэтому и сейчас, почти 200 лет спустя после написания произведения, Печорин волнует умы читателей (особенно читательниц), оставаясь такой же нераскрытой загадкой, как и столетия назад.

    11
    340