Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Bookwarm_Sonya8 ноября 2017 г.«Это еще Гете сказал: «Персонажи, которые пытаются в зрелости осуществить желания юности, идут неверной дорогой. Для тех, кто не узнал или не познал счастья в своё время, потом уже слишком поздно, какие бы усилия они не предпринимали.В любви, возвращенной в зрелые годы, можно найти самое большее с нежностью исполненную копию былых счастливых моментов». (с)
Объяснить, хотя бы в нескольких словах, о чём эта книга просто невообразимо. Перед вами откровенный личный дневник рассказчика. Калейдоскоп из аллюзий и парафраз. Многостраничный роман с пугающе длинным списком действующих лиц и сносок. Настоящий кошмар для читателей с рассеянным вниманием. Местоимения, места, имена и века часто не разделены даже знаками препинания. Не вздумайте лишний раз моргнуть или попытаться отхлебнуть остывающего чайку – есть риск упустить нечто, что впоследствии поможет собрать вам этот пазл воедино.
Полиглот и философ, Адриа Ардевол, посвятивший жизнь получению новых знаний, берется за свою автобиографию, когда врачи ставят ему неутешительный диагноз. Человек, обречен на деградацию мозга и почти полную потерю памяти. Ему совершенно некогда делить поток сознаний, все свои мысли он претворяет на листах здесь и сейчас. Таково значение исповеди. Так он вручает поколениям историю о себе, своей жизни, любви и женщине, память о которой он так стремится увековечить.
Юный Адриа учит десяток языков, терзает скрипку, и прячется за диваном в кабинете отца в компании игрушечных индейца и шерифа, чтобы подслушивать страшные секреты взрослых. Отцу Адриа есть, что скрывать. Сменив католическую сутану и начав толковать доктрину, оправдывающую наличие зла при добром Боге, он плавно становится атеистом. В повседневной жизни же он успешный антиквар и хозяин магазина, чьим главным приобретением стала раритетная скрипка Сториони. Именно скрипка связывает всех главных героев истории, и все события: пожар в средневековом Пардаке, эпоху великой инквизиции, нацизм и детей страдающей Европы, Вагнера и Пагиса, римских голубей и нераскрытое убийство французского композитора 18в Леклера. Несколько веков истории Европы. История европейской мысли. Такой хаос идей и декораций, как нельзя лучше отражает иллюзию, что книга написана человеком с умирающим мозгом. Уже больной Адреа путает когда-то прочитанные истории со своей жизнью.
"Бога нет", ─ эта фраза повторяется в книге бесконечно, однако для Адриа Ардевола нет и дьявола, на козни которого человечество списывает свои грехи. Для автора это вопрос не веры, а ответственности. Подобно Дэвиду Линчу, возродившему в своем кино настоящее зло из огня, Ж.Кабре говорит о зле, которое творится на Земле, начиная со времен сотворения мира:за высокими стенами католических монастырей,колючей проволокой немецких концлагерей,глинобитными стенами мусульманских селений. Если Бог есть любовь, откуда в мире столько зла? Почему Бог позволяет творить его человеку, ведь человек всего лишь орудие, - спрашивает Адриа, посвятивший жизнь изучению природы зла.А его исповедь становится исповедью не одного персонажа, а всего человечества сразу.
5/5. Книга, которую вам точно следует перечитать…, когда вам снова захочется исповедаться.5148