Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шрам

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним4 ноября 2017 г.

    Шрам продалжает серию Мьевиля о Бас-Лааге, однако, если вы не читали Вокзал потерянных снов , вам не будет скучно и непонятно, да и вы все равно его потом прочитаете). Если же читали, то вам будет вдвойне интересно.
    В начале романа мы прощаемся со старым добрым загнивающим Нью-Кробюзоном, из которого, спасаясь от полицейского беспредела, бежит Беллис Хладовин - любовница Гримнебулина. Едет она в далекое-предалекое поселение, подальше от длинных рук напуганных мотыльками законников. И, конечно, это путешествие обречено на фиаско. Корабль захватывают и Беллис Хладовин с другими пассажирами попадает в Армаду. Что такое Армада? Это новое государство, приютившее все отбросы кробюзонского и не только дна. Здесь живут люди, которые не хотят безмолвствовать в тирании больших городов-государств. Люди, которых отвергли эти города, которые хотят управлять своей жизнью или хотя бы иметь голос. Идеальная картинка, не правда ли? Думаю, только ленивый не увидит тут Англию и Америку, например) Да много таких мест, которые покоряли мечтатели, но вскоре к власти снова пришли те, от кого мечтатели бежали. Молодое государство обычно прекрасно, и создается людьми для людей, но постепенно все снова превращается в систему, где “всё для человека, всё ради человека, и чукча видел этого человека”… Плоды революций имеют очень короткий срок годности.
    В Армаде вроде как все хорошо – в каждом районе своя власть, вместе эти власти есть совет, во главе которого стоят Любовники. Эта парочка олицетворяет страсть как в плотском понимании, так и неуёмную страсть власти. Сначала мы думаем, что они просто хотят обезопасить город, сделать его маневренным, сократить расходы, увеличить мощности. Но они – страсть, им всегда мало, они хотят подчинить не просто необычное, но и непознаваемое. Это ли не мечта о мировом господстве, да что там, о божественной силе, способной на самое невероятное? А город? Город как и наши сотрудники в офисах, бухтит, возмущается, ропщет, но только не пред светлым ликом начальства. Все же находится и герой, который ради общего блага, ради людей не побоялся открыто выступить против. Бруколак – вампир, порождение тьмы, собирающий с жителей своего района кровавую ренту, только он решается на восстание, и если бы люди его поддержали, все могло закончиться иначе. Мученически вампир принимает страдание ради людей (почти на кресте – это юмор такой?). Любовники побеждают. Когда-то и они думали о городе, людях, но страсть заставляет их забыть обо всем, кроме цели. На их фоне расчетливый манипулятор Доул выглядит идеальным правителем – жесткий, решительный, лишенный эмоций. Но он не хочет ответственности, для него проще примкнуть к власти, чем взять на себя это бремя. В этой борьбе в конце концов все решают не правители, а народ, который был слеп и пассивен, который лишь пред лицом неминуемой гибели понимает, что его опять не спросили, а вели как коровушку, чтобы принести в жертву страсти Любовников. Но и это восстание стихийно - нет коллективного разума, одни эмоции. Что характерно, на борьбу всех поднимают не коренные, привыкшие к устоявшемуся укладу, разомлевшие в покое граждане, а приезжие, которые видят, как что-то хорошее превращается в ту же дрянь, от которой они сбежали, которая их прожевала и выплюнула. Флорин Сак здесь, пожалуй, самый характерный персонаж, он как увеличительное стекло, через которое мы рассматриваем муравейник Армады. Он и Беллис в определенный момент встают перед выбором между Нью-Кробюзоном – родиной, которая их отвергла и искалечила, и Армадой – новым домом, который их принял как равноправных членов общества. Вечный конфликт чувства и долга – любовь к родным местам против благодарности и благородства. Флорин говорит, что Беллис обманула его, но на самом деле, он дал себя убедить, что выбор не существует, что можно и на ёлку влезть и рыбку съесть. Почему он так взбешен, почему так ненавидит Беллис? Потому что всегда все понимал и ненавидит он себя. За предательство. Даже лучшим из людей свойственны слабости, никто не застрахован от неверного шага. Но если такое произошло, надо понести наказание и постараться исправить то, что еще можно исправить.
    Итак, люди слепы, правители безумны или бессильны, что же движет социумом? Инстинкт. Все побежали и я побежал. Если вовремя – выгорело, если нет – сорвалось. Ведь не бывает счастья без борьбы, за свободу надо бороться неутомимо, стоит только пригреться и расслабиться, как тебя уже запрягли, надели шоры и хлещут кнутом. Пассивность народа – мечта тирана. И никто не прислушается к твоему голосу, если он звучит неуверенно. А ведь это про нас! Мы так привыкли возмущаться себе под нос и ничего не делать, так боимся конфликтов, так привыкли к своей тепленькой норке.. Утопия невозможна - когда все хорошо, люди теряют вкус к борьбе и отдаются под власть правителя.
    Шрам. Это не просто название, это символ катарсиса. Любовники покрыты шрамами любви, они ведут Армаду к Шраму, который навсегда оставит след на их городе. И город должен будет переродиться. Бруколак получает шрамы в борьбе за людей, которые и есть его срасть. Беллис и Флорин, одержимые двумя городами, имеют шрамы, оставленные ими. И эти шрамы не просто следы травм. Как шрам меняет тело, так страдание меняет душу. Не всегда к лучшему, но очищение невозможно без страдания – раны души должны затянуться, но не забыться. Шрамы – расплата за страсть.
    Страсть.. О, как она тут подробно анатомирована. Страсть как извращение для правителя – недаром Любовники за одно и извращенцы – режут друг друга, чтобы удовлетворить свою страсть. То же они делают и с городом.
    Страсть как зависимость – вампиризм женщин-анофелесов, которые всю жизнь проводят в безумии жажды, которые страдают от невозможности мыслить ясно. В то время как лишенные страсти мужчины - гениальные ученые, но как кастрированные коты, они милы, безобидны и очень покладисты.
    Вампиризм Бруколака тоже зависимость - он зависит от людей, он не может их потерять – возможно он не святой мученик, а хищник, сломавший лапу на охоте? Но он старается держать свою страсть под контролем, чтобы она не затмила его разум. Хищник-мученик, кто еще так сможет, кроме Мьевиля?
    Забавно, что в Армаде все боятся загадочных, поэтому страшных гриндилоу, хотя общим врагом, который задумал всех поработить, оказывается старый добрый жадный до власти и ресурсов Кробюзон. Вспоминаются мореплаватели прошлого, которые, отправляясь открывать новые земли, боялись кракенов, русалок и призраков, но совершенно не думали об империях и войнах, как об опастностях.
    А для Аванка опастностью стали люди. Ведь даже если бы не было гриндилоу - люди пленили его, превратили в гужевой транспорт само вплощение свободы. А гриндилоу? Они, скорее, освободили его от незавидной участи плыть в вечном дурмане, не понимая куда и зачем..
    Прости нас, Аванк, грязных людишек, которые вечно стремятся подчинить неподвластные нам силы - стихию, судьбу, жизнь.. Использовали и выбросили - вот что сделали с Аванком, вот что люди делают со своим миром..
    Вот как? Как удается Мьевилю свои социально-политические воззрения облекать в такую фантастически прекрасную форму? Как в его голове рождаются такие яркие образы и такие печальные мысли? И ведь не оторваться! Помню, когда читала Хайнлайна Луна суровая хозяйка , то просто изнемогала от описания революционных механизмов, искусственный разум, который должен был вызывать симпатию, вызывал лишь зевоту, а ведь какой сюжет - Луна выходит из под тиранического контроля Земли! Но мне книга казалась отличной задумкой с загубленной именно в силу "идейной" перегруженности реализацией. Но Мьевиль - другое дело. Если Хайнлайн прямо пишет, что он хочет сказать, то Мьевиль сюжетными ходами заставляет нас обдумывать свои идеи, что конечно, интереснее, чем просто согласиться с тем, что тебе сказали. Эта книга не просто улекательная история в альтернативном мире стимпанка, но предупреждение и грусть от осознания, что это самое предупреждение - глас вопиющего в пустыне.

    12
    519