Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бесы

Федор Михайлович Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним2 ноября 2017 г.

    Не знаю как вас, а меня дико раздражают лишние вещи в квартире. По этой причине каждый год наступает тот день, когда мешки с ненужным хламом безжалостно летят в мусоропровод. Ни капли сожаления, только легкость и прилив свежего воздуха в свободное пространство. Однако есть у меня в доме кладовая. Письменный стол, третий ящик сверху. При первом взгляде на него ни за что не поверишь в мою тягу к минимализму. Он буквально перекошен под тяжестью старых вещей и макулатуры. Здесь мой первый кассетный плеер - подарок дедушки, дневники, памятные открытки и что-то еще. И содержимое этого ящика не может быть выброшено, потому что каждый исписанный листочек здесь таит нечто дорогое. Так и где-то внутри меня (принято считать, что точно в области сердца) есть такой ящик, и в нем события, определенные песни, книги, люди, которые в какой-то момент там застряли, а я не захотела их оттуда доставать. Достоевский там окончательно поселился после "Братьев Карамазовых". И оставляя этот отзыв, признаюсь честно, что с самой первой страницы "Бесов" я не могла быть строгим беспристрастным критиком. Я просто с большим удовольствием взялась за что-то еще непрочитанное, но заведомо безмерно уважаемое.
    Роман не погрузил во мрак, да и ощущения что меня вот-вот вытянули из глубокой лужи тоже не было, что стало достаточно удивительным для меня самой. Казалось бы, ровно ничего положительного не произошло, количества трагических смертей здесь хватило бы еще на несколько произведений вперед, пожалуй легче сосчитать оставшихся в живых. Но вот странный факт - осознание этого пришло только после того, как я заставила себя еще раз прокрутить в голове судьбу основных действующих лиц, и теперь понимаю в чем причина. Ко всем смертельным исходам я вполне была готова, и ни один из них не стал неожиданностью. Герои сами искали себе такую судьбу, и ровно по намеченному пути ее и находили. Скорее всего эта предсказуемость и не позволила вызвать мрачное настроение от произведения в целом.
    Кто и удивил, так это Петр Верховенский. Поначалу он казался мелким, незначительным персонажем, безуспешно пытавшимся обратить на себя внимание, причем делая это очень уж неуклюже. И совсем невозможно было поверить в то, что влияние в определенных кругах он оказывает, да еще какое! Даже после успешно организованных им преступлений верилось в это с трудом. Для меня до сих пор остается загадкой - в чем же состоит его талант убеждения, по всей видимости и я оказалась обманута его внешней безобидностью.
    Отдельно хотелось бы сказать о потерянной главе "У Тихона", о существовании которой я, как и многие, узнала уже после прочтения всего романа, и глава эта показалась мне настолько сильной, что одного раза не хватило, перечитывала дважды. Первый - торопливо и взахлеб с мыслями "как это так, я что-то пропустила", второй раз - медленно, растягивая каждую страничку. В случае с этой главой дико пожалела о том, что читаю ее в электронном виде, потому что жажда заклеить все стикерами с пометками приходила ежеминутно. С Достоевским у меня всегда так, часто его мысли вызывают восторг, от которого хочется остановиться, встать и зааплодировать, вот и здесь та же история. Тихон представляется светлым, кротким и проницательным. Такой типаж можно найти и в "Братьях Карамазовых", и в "Идиоте", после "Бесов" я даже слегка расстроилась, что никого подобного не встретила. А тут такое открытие! Исповедь Ставрогина и взвешенный точный анализ, с которым я полностью согласилась. Глава полезна и с той точки зрения, что благодаря ей выстраивается хронология событий, произошедших с героями заграницей, а она так туманна и не проста, что запутаться в ней не составит большого труда уже к середине романа. И конечно стоит сказать о том, что письмо, приведенная здесь, полностью сложила мое отношение к Николаю Ставрогину. Раньше он представлялся мне так - молодой человек, не обделенный наследством и красивой внешностью, который от скуки ввязывается в сомнительные компании и да, творит странные вещи, но после его рассказа о связи с девочкой и последующих событиях, его равнодушие показывает себя с самой мощной стороны и становится "последней каплей", после которой принять его становится невозможно. Уж очень он заигрался когда-то в плохого парня, да так, что сам этой роли выдержать не смог.
    Потерянная глава стоит как бы в стороне от всей сюжетной линии, ее легко можно выбросить и никто не заметит пропажи. Я же теперь убеждена, что для моего книжного экземпляра потеря огромная!
    Могу сказать, что "Бесы" не стали любимым романом, но еще раз напомнили мне о гениальности Федора Михайловича. Политическая основа отличает его от других произведений Достоевского (и заставляет таких горе-историков как я воспользоваться интернетом в образовательных целях и прочитать о событиях тех лет). Здесь есть тайны, которые хочется разгадывать, характеры, которые хочется рассматривать, и мысли, над которыми нельзя не задуматься. Рекомендую любителям истории и тем, кто хочет получить толчок мотивации к ее изучению, тем, кто боится утонуть в долгих рассуждениях Достоевского и хотел бы найти у него что-то с более динамичным сюжетом, и, разумеется, тем, кто любит этого автора и только "за" то, чтобы открыть его с новой стороны.

    11
    335