Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мэнсфилд-Парк

Джейн Остен

  • Аватар пользователя
    alshi1 ноября 2017 г.

    Как выяснилось, зря я долгие годы мысленно катила воображаемую бочку на беднягу Стефани Майер за слишком деревянную главгероиню: бедная женщина просто пошла по стопам классика и даже блеснула оригинальностью, вдохновляясь не "Гордостью и предубеждением" (привет, Хелен Филдинг !), а "Мэнсфилд-Парком".
    Дальше буду спойлеры и негодование.

    Дальше...

    Как известно, есть книги, которые с проверкой временем справляются на ура, а есть "Мэнсфилд-Парк". Сюжет пересказывать поленюсь, если совсем вкратце, то богатая семья со своими причудами берет на воспитание бедную родственницу дабы посамоутверждаться за ее счет.
    Условно книгу можно разделить на две части:

    • На Фанечку, чье местечко в семейной иерархии повыше гувернантки, но пониже хозяйкиного мопса, обращают внимание только чтобы ее пошпынять и поукорять.
    • Все любят Фанни Прайс.

    Первая читается легко, девахе немного сочувствуешь, но не более, ибо слегка утомляет своей правильностью, пассивностью и страстью к морализаторству. Фанни, по всем законам жанра, разумеется влюблена, разумеется в своего кузена (тут должна быть шутка про Таргариенов) и, разумеется, у нее есть соперница. Красивая, немного циничная, умная, яркая и обаятельная. Полная противоположность мисс Прайс, по современным меркам - идеальная женщина, по меркам околовикторианской Англии - крайне бессовестная особа. Противопоставить ей блеклая моль в лице Фанни Прайс, ничего не может, поэтому уныло страдает в уголочке, не делая ничего, пока вокруг кипят страсти и разбиваются сердца, а нормальная деваха очаровывает ее кузена (того еще ханжу и нытика, должна заметить). Дева остается практически безмолвным свидетелем "порока" и "грехопадений" окружающих (снова делаем скидку на дату написания, ибо желание поставить спектакль, пусть даже чутка фривольный, с падением в пучину порока в наши дни сопоставить сложно), морально их угнетая. Кстати говоря, это основная фишка романа - сюжет крутится, главная героиня статична. Она не развивается, не "растет", не высказывает идеи, почти не разговаривает, мыслит на уровне "ой, какой красивый цветочек" и "ну нельзя же так говорить!". Она просто есть. Существует. И хватит с нее. Смиритесь.
    Цель пребывания Фанни в этом мире одна - осуждать. Она, подобно подподъездной бабке, не задумываясь, лепит на людей ярлыки и не отступается от своих убеждений, прощая, что угодно симпатичным ей особам (типа собственного братца, который нещадно тянет из богатого дядюшки деньги) и возводя схожее поведение людей, ей неугодных, в разряд смертных грехов.
    Во второй части все внезапно замечают, что Фанни похорошела и она становится прямо таки незаменимым членом семьи, звездой любого общества и "той самой" для соседа-ловеласа. При этом дева продолжает пассивно сидеть в углу, изредка похныкивая, осуждать и злится на людей за попытки сближения. Затем, чисто развития сюжета ради, девулю вообще отправляют погостить к родителям - людям, которые ее давным-давно сплавили подальше и не вспоминали многие годы о самом факте её существования. И тут оказывается, что зря мы ее жалели, ибо упреки тетушки Норрис (готова спорить, именно этот персонаж подарил имя кошке Филча!) ничто по сравнению с атмосферой, царящей в уютном родительском доме, где всем на все плевать, комнат меньше, чем людей, кормят невкусно и вообще, только две служанки и те нерасторопные. Фанни страдает (как ново!) по Мэнсфилду, пишет письма, получает ответы. В ее отсутствие все второстепенные сюжетные линии завершаются сами собой, препятствия на пути к возлюбленному просто рушатся, все люди, которых она так упорно осуждала, по воле автора, получают "заслуженное" наказание. Деваха возвращается домой, охмуряет кузена (об этом - пара строчек в эпилоге, видимо, даже Джейн Остен не смогла придумать адекватное обоснование для развитие подобных отношений). Все, кто по мнению мисс Прайс достоин счастья, счастлив.
    Помните, я в начале написала, что книга проверку временем не выдержала? Забудьте. пожалуйста. В ней меня раздражает все то, что раздражает и в опусах современных авторов: деревянная всегдаправая главгероиня, получающая все блага по щелчку пальцев, не прилагая к этому ни единого усилия (если не считать выплаканных слез).

    Мне многое не дано понять, вот и основную мысль этого романа, видимо, тоже: если отвлечься от сентенций о том, что не стоит выходить замуж без любви или жениться лучше на человеке, с которым у вас есть что-то общее, то получается странное. Фанечка - редкостный цветочек, к ней разве что птички не слетаются, дабы помочь с утренним туалетом (и то, может мы всего не знаем), изначально росла не в самой здоровой обстановке (привет, Фиона Галлагер!), потом попала в дом, где ее немного тиранили - и выросла приличным человеком, в отличии от двоюродных сестриц, взращенных в любви и неге и оказавшихся теми еще блудницами (по меркам того времени, разумеется). То есть, Остен нам намекает, что родители и опекуны избрали правильную воспитательную стратегию? Чморите свою дитяточку и она вырастет ангелочком?

    В общем, чутка разочарована.

    15
    450