Рецензия на книгу
Не хлебом единым
В. Дудинцев
Аноним31 октября 2017 г.Вы видали, как течёт чугун?
Скорее всего, нет. А течёт он, как вода. Естественно, при определенных условиях, которые вам станут известны после прочтения этого романа. Производственного романа с человеческим лицом. Т.е. процесс производства, изобретательства и сопутствующие не заслоняют людей, не оставляют далеко позади Личность. В этом главная ценность романа при всей его наивности с точки зрения современного человека.
Действие происходит в послевоенной России, учитель-физик ведет ребят на завод и видит, как там производят трубы – как в каменном веке. А ведь трубы так нужны родине, которая практически отстраивается заново. И физик придумывает машину, которая может сделать процесс более осмысленным, автоматизировать некоторые операции, облегчить жизнь рабочему классу и принести пользу стране. Это завязка. Отсюда и растут ноги у главных проблем, которые ставит автор:- Проблема творчества и творца. Что ж человеку спокойно не живется, физику не преподается, и идет он по пути наибольшего сопротивления? А всё потому, что в человеке живет творец, создатель, преобразователь. И сила этого творчества побеждает здравый смысл, комфорт. Занимаясь машиной, главный герой Лопаткин лишен элементарного – постоянной работы, жилья, приличной одежды у него нет и курит он самосад, экономит каждую копейку. Он даже «хлебных карточек не получает». И при этом говорит – что хлеб, мне вот ватман нужен. Он не просто творит, он одержим идеей сотворения машины, для многих он – городской сумасшедший. В его творчестве – и смысл жизни, и погибель.
- Проблема личности в коллективе. Может ли создать что-то человек в одиночку, даже талантливый, даже сильный морально и умный? Достаточно ли большого желания, горения и отказа от хлебных карточек? В романе множество комиссий, экспертов, коллективов, которые доказывают, что работать надо сообща. Но в тоже время эти коллективы пусты без того, кто зажжет.
- Проблема справедливости. Присвоить чужую идею, выдать её за свою, апробировать проект с целью сделать не как лучше, а как выгоднее лично для тебя, пусть и в ущерб делу. Интриги. О, какие тут интриги – не снилось любовным треугольникам из романов в мягких обложках.
- Проблема «нового в хорошо устоявшемся старом». «Мы так привыкли, мы так всегда делали» - главный аргумент против Лопаткина с его изобретением не только на уровне конкретной машины, а на уровне всей страны. Менять что-то – долго, дорого, сложно. Обязательно будут ошибки. Не лучше ли по старинке?
- Проблема любви. И здесь это именно проблема, поскольку всё сложно. Конечно, у Лопаткина есть своя муза (и не одна, женщины тянутся к гению), которая до встречи с ним была вполне себе удачно замужем, о многих вопросах не задумывалась, но распахнула свою душу и сердце навстречу осмысленной глубокой любви-служению, любви-поклонению любви- соСОзиданию. Женщина – друг, любовница и соратник. Преданная и увы - губительная. Но не будем спойлерить. К слову, бывший муж музы – главный идейный противник Лопаткина и его антипод, что тоже добавляет остроты.
Остановлюсь в перечислении, хотя еще можно искать проблемы – их масса. Однако, добавить хочется вот что – читать не трудно! Не смотря на то, что речь идет о физике, трубах и ковшах, чертежах и проектах, читается легко. И долгие узкоспециальные заседания комиссий у Дудинцева не скучные, и процесс создания серии чертежей вполне занимательный, а уж хождения Лопаткина по мукам и его большая любовь вызывают самый живой отклик даже у такого стопроцентного гуманитария, как я. И производственные проблемы, которые здесь озвучены, не потеряли за столько лет своей актуальности и применимы в равной степени и к нам, в массе своей - офисному планктону если не по функционалу, так по сути.8523