Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Story of the Lost Child

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Аноним31 октября 2017 г.

    Оправдан ли массовый восторг?

    Умберто Эко пишет, что каждый читатель заключает своего рода сделку с писателем и, даже если история кажется невероятной, надуманной, должен позволить повестовованию увлечь себя, поверить. Так вот, у меня с некоторых пор есть предубеждение, что чем более автор заявляет о своей отстраненности, чем более нарочито абстрагируется от текста как исключительно плода его фантазии, тем более автобиографичным может быть его произведение.

    Что я знаю о писательнице Элене Ферранте? Разве только то, что она тщательно скрывается от публики, а вся ее биография выдумана. По ее словам, автор должен растворится в своем тексте, полностью абстрагироваться от него. Но лично у меня возникло ощущение, скорее даже уверенность, что в данном случае автор сублимирует свои неоправдавшиеся надежды, нереализованные стремления, переписывая историю заново, и в этой новой истории ему удается все то, что в реальной жизни не удалось. Эта страсть к переиначиванию, переписиванию своей жизни свойственна ведь в большей или меньшей степени всем людям: кто-то ведет дневник и с помощью рационализации объясняет те или иные события, и это помагает ему избавиться от досады, неудовлетворенности и многих других отрицательных эмоций; кто-то прокручивает разные события из своей жизни в уме, причем всегда отводя себе роль победителя.

    Я думаю, именно этой цели служит персонаж Элена Греко. Есть Элена - посредственная, пассивная, лишенная той творческой энергии и способностей, которыми обладает Лила, и потому постоянно ей завидует. Этим объясняются все ее поступки: книги, сюжет которых ей подсказывала Лила (первая книга была, по сути, только подражанием детскому рассказу Лилы, все остальные без ее участия вообще не были бы написаны), амбиции, стремление к признанию и славе, чтобы компенсировать свою посредственность и малозначимость.

    P.S. Недавно один итальянский журналист провел тщательное расследование и выдвинул предположение, что под псевдонимом Э.Ферранте скрывается переводчица с немецкого Анита Райя, и что в образе Лилы можно узнать ее подругу Кристу Вольф. Конечно, покамест это только более-менее обоснованные догадки, но именно подобное предположение объяснило бы причину анонимности писательницы, ее нежелание появляться на публике, и особенно тот факт, что на самом деле Криста Вульф - это писательница с мировым именем, в то время как Анита Райя - никому не известный переводчик. Я думаю, время все расставит по своим местам, но если эта догадка подтвердится, то мне искренне жаль, что у Кристы Вольф была така подлая "подруга".

    15
    1,1K