Рецензия на книгу
S. N. U. F. F.
Виктор Пелевин
Аноним30 октября 2017 г.ПВО, бессмысленный и беспощадный ко всему
Решил я с исключительно академической целью заценить один из недавних креативов Олегыча, написанный в 2011 году, выпущенный тогда немыслимым по нынешним меркам тиражом в 150100 экземпляров и с тех пор регулярно допечатававшийся. Разведка докладывала, что там его еще можно читать, а дальше начинается ужас.
Как выяснилось, трудно было представить столь невыносимо скучного чтива. Несмотря на отсылки к «реальным» событиям вроде войны в Ливии (беспомощные «орки» воюют против «людей», обладающих высокими технологиями), апеллирование к народным стереотипам, обсуждение «актуальных» тем книга имеет нулевое культурное и художественное значение. Возможно, кому-то покажутся смешными слова «дискурсмонгер», «сомелье», «урки» («орки-урки – смешно», как сказал сантехник Пучков), кого-то порадуют тычки в сторону либеральных или патриотических ценностей, кому-то покажется откровением история «любви» главного героя (носящего идиотское имя) и его резиновой женщины по имени Кая (например, таковой она показалась Андрею Макаревичу). Но – не мне. Жизнь бессмысленна? Все бабы – понятно кто? Мы знаем об этом, и автору можно было попытаться раскрыть эти темы поинтереснее.
В своей псевдоантиутопии (с приставкой «псевдо», потому что книга эта на самом деле ничего не говорит о будущем, она о том, как выглядит настоящее с точки зрения автора) Пелевин конструирует мир, в котором люди когда-то перестали осуществлять suspension of disbelief при просмотре кино – от него стало веять очевидной для всех фейковостью и ненатуральностью; также всех стали раздражать очевидные (видимо, «политкорректные») интенции авторов. Поэтому вместо «старого» кино на пелевинском аналоге Запада снимают реальные жестокие войны против «орков», перемежающиеся порнографией – «реалистичным» изображением любви. Любовь изображают актеры в возрасте от 46 (это – возраст согласия, поднятый под влиянием феминистского лобби; так Виктор «смешно» критикует толерантность и нынешние западные ценности). Впрочем, секс в более «юном» возрасте автор великодушно разрешает – для этого существует лицемерный принцип "don't look – don't see"; «молодых людей» всего-навсего нельзя снимать в порно, а также акцентировать наличие «противозаконных» отношений. Все это, видимо, очень весело. Войны против орков начинаются по надуманным поводам и организуются «западными» СМИ; они – ритуал, необходимых для существования мира. Таково «глубокое» видение автора по направлению мировой геополитики, Арабской весны и войны в Ливии.
Но дело в том, что отбросить disbelief во время чтения пелевинского креатива весьма сложно хотя бы из-за наличия идиотских имен и топонимов (оркский вождь Рван Контекс, Дран Латекс, Грым, Жран, Уркаина и пр.), а также из-за столь же очевидных интенций автора – за повествованием скрывается «философия» тотального, беспросветного нигилизма. Ладно бы у Виктора имелась какая-то критика, анализ, обсуждение той или иной идеологии; но ничего этого нет, есть только тупой цинизм. Впрочем, фиг с ним, с нигилизмом – подкрепить циничную философию жизни автора могло бы увлекательное повествование, но такового мы здесь совсем не видим.
Олегыч действительно «скатился», и к ознакомлению его вторая половина творчества не рекомендуется крайне. А все почему? Да потому, что выпуск хороших книг невозможно поставить на поток. Пелевин много говорит об отсутствии свободы воли, но у него был выбор – подписывать или нет кабальный контракт с издательством. Он вполне мог выпускать свои креативы в 3-4 раза реже, и у него при этом должны были оставаться деньги на хлеб с маслом… впрочем, позднее Виктор откровенно заявит, что воли сопротивляться силе «баблоса» у него нет.
51,5K