Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ахилл и черепаха

Евгений Богат

  • Аватар пользователя
    Ludmila88828 октября 2017 г.

    Ум и сердце

    «Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса» (Зенон)

    «Парадокс Зенона навечно соединил самого быстроногого героя с самым медлительным существом» (Е.Богат). Образы Ахилла и черепахи, взятые из знаменитой апории древнегреческого философа, стали важными символами в творчестве писателя-публициста Евгения Богата. Одна из ключевых тем его нравственно-философской прозы – поиск равновесия ума и сердца, рационального и эмоционального начал в человеке. «Гармония между умом и сердцем совсем непроста, она не похожа даже на тончайшие, нежнейшие аптекарские весы с тихо колеблющимися и замирающими в равновесии чашами» (Е.Богат). Соотношение интеллекта и души – одна из самых больших тайн человеческой личности. Как считает Е.Богат, мысль быстронога, как Ахилл, не имеющий себе равных в беге. По Богату, Ахилл – это ум, а черепаха – сердце. «В известном парадоксе Зенона Ахилл не в состоянии догнать черепаху. Но в действительности, тоже весьма парадоксальной, но всё же более конкретной, чем отвлеченные формулы и парадоксы, Ахилл оставил за собой черепаху в некой безбрежной дали, и мне хотелось, чтобы он умерил бег, чтобы милая, добрая, старая черепаха все же поспевала, поспешала за ним» (Е.Богат). Чем гармоничнее развит человек, тем нерасторжимее в нём сердце и ум. Но, по шкале сегодняшних ценностей, ум гораздо выше сердца. Материально-техническое окружение человека меняется в наше время несравненно быстрее его духовного мира, а развитие нравственного сознания отстаёт от фантастических темпов развития новых технологий. По мнению писателя, комфорт материальный создаёт опасную иллюзию лёгкой доступности комфорта духовного, который на самом деле является более сложной штукой, чем иногда полагают, и вовсе не доступен без напряжённого труда души. Богат выводит интересный парадокс: рационализм, для того чтобы побеждать, должен всё время терпеть поражение (у сердца). «Умными в высшем смысле слова оказываются люди, у которых сердце развилось раньше ума… И с этой точки зрения многих весьма эрудированных и эффективно мыслящих людей называть умными не стоит: именно потому, что ум у них развился раньше сердца. И это бывает непоправимо: восстановить равновесие так же трудно, как черепахе догнать быстроногого Ахилла. Я в первый раз задумался об искусстве — или о науке? — этого удивительного равновесия между сердцем и умом. Как его добиться? Что нужно, чтобы сердце развилось раньше? В наш век. Ведь Ахилл может настолько обогнать черепаху, что почувствует себя в самом деле мыслящей плесенью» (Е.Богат). Таким образом, умным можно назвать человека с правильным мышлением, которое приходит вместе с самопознанием, то есть, говоря словами Богата, «человека, который в бурно меняющемся мире не может отвлечься от бессмертного сократовского совета “познать самого себя”». Без работы души личность, даже соприкасаясь внешне с искусством, не может быть подлинно творческой. Не сумев развить в себе творческих, созидающих данных, она начинает разрушать. И одарённость, лишённая нравственной основы, оказывается бесплодной. «Есть люди “с искрой”, которых особенно важно научить труду души, умению развивать собственную личность, иначе разгорится не тот огонь, который нужен обществу» (Е.Богат). Всё полнее обнимая сердцем бытие, мы становимся, как пишет Богат, всё больше и больше самими собой, углубляем собственное Я и учимся той работе души, которая особенно нужна сегодняшнему человеку. «Может быть, это неосознанное желание: восстановить гармонию между умом и сердцем? В век бурного умственного развития отстоять суверенитет души?» (Е.Богат).

    «Когда могущество человеческой мысли меняет облик мира, не надо утрачивать равновесия между умом и сердцем… В известном парадоксе античного мудреца Зенона доказывается с помощью хитроумных доводов, что Ахиллу, не имеющему себе равных в беге, всё же не удастся никогда перегнать черепаху. Но и сам этот парадокс, то есть странное утверждение, - игра ума» (Е.Богат).

    36
    4,4K