Рецензия на книгу
Монахини и солдаты
Айрис Мёрдок
Аноним27 октября 2017 г.Очень странная, неровная, будто трясущаяся по ухабам и постоянно увязающая в тине история.
С Айрис Мердок я собиралась познакомиться очень давно, и начать непременно хотела с какого-нибудь очень известного ее произведения. Но игровой рандом бывает безжалостен, и достались мне "Монахини и солдаты", уж не знаю, к счастью или к сожалению.Вчитаться получается не сразу. Но это, конечно, не показатель - хорошее вино тоже нужно распробовать. И интеллектуальные беседы я люблю, и отсылки в них воспринимаю с удовольствием, но когда роман вот так в лоб с первых же строк бросает в тебя этими отсылками и цитатами - нет, увольте. Мое недоумение длилось ровно до начала описания образа жизни художника и потрясающего предложения поселиться на вилле во Франции. Вот здесь начались потрясающие описания природы, да и в целом близкая мне тема, но это уже совсем другая история...
Да, этот роман можно воспринимать исключительно с личной позиции: близко - не близко, актуально - не актуально. Он эмоционален, где-то поэтичен и философичен, но все же, на мой взгляд, не настолько глубок, чтобы каждый увидел в нем что-то свое. Тем более что основная тема здесь - это любовный роман. И не сказать, чтобы очень изысканный.
В одном благородном лондонском семействе умирает большой умница, интеллектуал и душа компании Гай. Его любящая жена Гертруда уверяет, что жизнь ее кончена, что от скорби ей уже не оправиться, и давно безответно влюбленному в нее другу семейства, преемнику покойного в плане возможного нового замужества Гертруды, рассчитывать не на что.
Тем временем в богемных кругах вращается неудачливый и не слишком талантливый художник-сирота, при жизни Гая приближенный "ко двору", по сути приживальщик, но довольно милый. Вот ему-то и предстоит снять все сливки, осчастливив безутешную вдову на глазах у изумленной публики во главе с влюбленным другом семейства и королем френдзоны по совместительству
Вот такая вполне тривиальная история с любовным многоугольником и многочисленными возвышенными речами о любви. От обещанной интеллектуальной прозы и знакового романа я ожидала немного другого. За интеллектуальность здесь отвечают диспуты (если их можно так назвать) о религии и смерти, духовные поиски бывшей монахини, весьма, надо сказать, вялые, и многочисленные отсылки к литературным произведениям и историческим фактам.
Да, Айрис Мердок мастерски владеет словом, и психологическая составляющая позволяет делать выводы о персонажах, рассматривать их в подробностях. Но книга настолько затянута, что от нее устаешь физически. Судя по ритму повестввоания, с момента начала событий прошло года два, а в конце оказывается, что и года еще не миновало. И на этом мои претензии, к сожалению, не заканчиваются.
Во-первых, проступает некоторая неправдоподобность в отношениях Тима и Гертруды, особенно в том, что касается их обсуждений. Мужчина, который анализирует себя, свои поступки и реакции, раз за разом в экстазе выворачиваясь наизнанку... ну, не знаю. Сделаем скидку на то, что он художник. Хотя по всем признакам Тим - интроверт.
Во-вторых, читая крайне внимательно, я так и не поняла, почему на эту Гертруду не стая воронов слеталась... Это такая гремучая смесь крайней степени эгоизма и безудержного лицемерия, что просто волосы дыбом встают. В своем себялюбии она распоряжается окружающими по собственному усмотрению, ничуть этого не стесняясь и совершенно не думая о своих близких. Гертруда - плохая подруга и отвратительная жена, по крайней мере для Тима. Анну она считает чуть ли не своей собственностью, таская за собой или отдаляя, когда ей это удобно. При этом Анну же обвиняет в собственничестве по отношению к ней самой. Ее не интересует личная жизнь подруги, никакой чуткости она не проявляет. Тима попрекает за то, что он недостаточно верил ей и в их любовь, хотя оба раза сама являлась инициатором разрыва отношений как раз из-за собственного недоверия и легкомыслия. Себя Гертруда любит безгранично и откровенно считает большим достижением быть любимым ею.
Анна - другой пример крайности. Не имея собственных отношений и вообще какой-то явной жизненной цели, она фанатично следит за семейной жизнью подруги, прикрывая свою неприязнь и высокомерие по отношению к ее мужу благими намерениями. А это ее упивание собственным самопожертвованием, любовь к скандалам и страданиям близких, прикрытая благочестием и обостренным чувством справедливости... Они с Гертрудой полностью заслуживают друг друга.
Интересно ли было бы узнать, что случилось с героями дальше? Кажется, это очевидно. Тима снова выбросят на улицу по какой-нибудь прихоти, а потом опять приблизят. Граф так и будет смотреть в рот предмету обожания. Анна найдет новый объект для сочувствия и яростной защиты, от себя-то ведь не убежишь. Вот выйдет ли роман у Дейзи - это действительно было бы интересно узнать.
10467