Рецензия на книгу
Survivor : A Novel
Chuck Palahniuk
Аноним22 октября 2017 г.«Каждое поколение создаёт своего собственного Иисуса». У нашего поколения Иисус в модельных джинсах и надушенный одеколоном – наши новые иконы, это постеры с рекламой мужского парфюма.
Нужно признать, я становлюсь адептом Паланика.
«Уцелевший» ничем не уступает культовому «Бойцовскому клубу», а, возможно, даже превосходит его по посылу.Много идей, безграничная разноплановость, неисчерпаемость смыслов, определённые мысли просто прорывают сознание читателя.
Бесподобная писательская манера - этот приём повторения и кольцевого повествования и отвлечения на незначимые детали, эта пыль в глаза.
Паланик прекрасно объясняет культ, который сейчас активно разворачивается. Культ иисусоподобных мужчин. Все сходят с ума по парням с бородой, длинными волосами, с омбре и брондированием, с manbun, которые выглядят как полубоги, подкаченные и прекрасные. На телевидении, в шоу- и модельном бизнесе такой образ невероятно популярен. Например, можно рассмотреть Фила Салливана в “America’s Next Top Model”, как его без конца называли Иисусом, как ему изменили имидж под Иисуса и все от этого сходили с ума во главе с Тайрой Бэнкс. Чего стоит его участие в музыкальном клипе Duke Dumont - The Giver (Reprise) (ссылка). А образ Джареда Лета? А ещё миллион подобных? Комплимент/комментарий под фото в инстаграмме "(you´re) Jesus" стал нормой. Футболки со слоганами вроде "God has a manbun" тоже.
Среди блоггеров много фото и имиджей, которые наводят непосредственно на образ Христа. Потому что, как бы богохульно это не звучало, образ Христа - это самый разрекламированный и распиаренный образ, который на генном уровне вызывает экзальтацию, даже если Вы атеист.
У Паланика есть такая идея, что аппелируя к Христу, ты не ошибешься; что восхваляя бога, ты всегда попадёшь в точку, никогда не промахнешься. По идеи, книга, опубликованная в 1999 году, конечно, была актуальна для своего времени, раз Паланик об этом писал, но сейчас мы должны понимать, что всё это стало ещё более актуальным. Мы живём в обществе, которое всей своей массой и в самой крайней степени только и делает, что нарушает заповедь «не сотвори себе кумира». Массы сейчас действительно ориентируются на людей, уже не только и не столько на селебритис, а якобы на «таких же простых смертных», как они сами только качественно лучше «спроектированных и запрограммированных». Опять же селебритис, это всё картинка, распиаренный образ которые создают имиджмейкеры.
Мы видим картинку, созданную имиджмейкерами. Люди в какой-то степени поклоняются, по крайней мере пытаются подражать и восхищаются (вот ключевое слово), «простыми» людьми - блогерами. Но люди видят то, что им позволяют видеть. Они видят череду бесконечных красивых картинок. Вкусная здоровая еда, красивое тело, безупречный макияж, стильная одежда, счастливые лица. Деньги, успех, счастье. Фотошоп, платические операции или абсолютно всё своё время и вся своя жизнь посвященная уходу за собой - тренажёрным залам и прочим процедурам. (Не стоит воспринимать это как пустоголовую желчь в сторону блогерства, ненависть к красивым успешным людям, мещанскую ограниченность. Не подвожу черту абсолютно под всеми. И более того, акцент не на блогерах, а на обывателях и их восприятии. Да и в целом на то, какой эффект производят современные нормы «культуры»). Те, кто после нескольких пластических операций и сотен инъекций говорят «смотрите, я естественна, без макияжа и всё равно красива» порождают в людях комплексы, потому что «природа» не дала им такой безупречной внешности.
Однако, люди не видят оборотной стороны. В действительности, все мы - биологический вид, и у любого человека есть, как об этом очень хорошо пишет Паланик, побочные эффекты, а у этих побочных эффектов есть свои побочные эффекты. То есть, создавая такую картинку, мы искажаем себя, свою сущность и своё естество. Никто из блогеров с миллионами подписчиков не будет выставлять какие-то нелицеприятные вещи. Подобное скрыто. И создаётся впечатление, что они не потеют, не болеют, у них нет прыщей да и вообще каких-либо проблем. Это как в фильме – ты видишь экстракт жизни, из которого всё лишнее выпарили. Экстракт жизни, в котором не показано, что кто-то ходит в туалет, что между одним и вторым событием проходит несколько недель и ты за это время мучаешься, живёшь скучную жизнь, спишь и ешь в конце концов. То есть все эти обыденные, бытовые вещи выброшены, а у общества возникают масса комплексов. Комплекс чрезмерной полноценности как биологического вида.
В сущности, блоггеры это рекламный проект (не то, чтобы я пытаюсь донести какую-то открытую мною истину, лишь констатирую факт). В свете ажиотажа вокруг персоны Джанлуки Вакки, была статья на предмет его подлинности. Казалось бы, откуда вообще такой вопрос. В статье же освещался «социальный эксперимент» создания подобного персонажа. В Москве или в Петербурге, был создан аккаунт в инстаграмме. Ребята нашли дедушку, который неплохо выглядел и каждую недели брали в прокат дорогую модную одежду, машины, яхты самолёты и красивых девушек, а также посещали дорогие рестораны, чтобы сделать фото и поддержать легенду о блистательной старости. (Ссылка на вариацию статьи). И этот товар пользовался спросом. Такой социальный эксперимент подтвердил, что люди на всё это ведутся. На картинку, на образ, на бренд и никто не пытается докопаться до сути. Массы ведомы. Вот это ключевое.
Ещё одна идея, которая, в частности от этого и проистекает, - это несвобода личности. Даже считая себя свободным, решая, что делать, куда идти и чего добиваться, человек несвободен. Любые рамки - распорядок дня, правила, нормы, планы и цели - это всё несвобода. Подлинная свобода - когда у человека нет ничего: ни плана, ни распорядка, ни правил, ни цели в жизни.
Человек не готов к свободе. От начала своей жизни и до самого конца человеку (возьмём усреднено) необходимо, чтобы за него принимали решение, говорили, что ему нужно делать, направляли. Сначала дня него есть свод определённых правил, затем жёстко расписанный распорядок дня, это может быть просто работа, это может быть популярность, люди, которые ему говорят не только как жить, но и жить ли вообще. И он ведом, он не включается, то есть он не свободен изначально.
Это всё ведёт к чему. Это всё ведет к размышлению, в сущности, о религиях, о религии в целом. Это критика церкви, церкви в глобальном смысле, не конкретно какой-то - католической, иудейской или там сектантской, а церки и религии в целом. Эта книга Паланика крепко согласовалась с ходом моих мыслей, сформированных в контексте получения высшего образования, и закрепившихся в последние несколько лет. Мысль о том, что церковь - это институт порабощения.
Вспомним историю. В частности, историю христианства. Изначально это была маленькая секта в иудаизме. Любая церковь - это секта, любая религия - это идеология. До национальных государств (а это считайте вплоть до XVIII века) роль идеологии служила религия. Именно потому, что основной идеей христианства является смирение, император Константин сделал христианство официальной религией римской империи в IV веке нашей эры. Зачем государству нужна идеология? Для подчинения, для направления, для создания определённого общественного сознания, чтобы массы можно было вести, вести туда, куда нужно. Создавать какую-то искусственность, в которую люди будут верить. Определённую среду существования. И это показано. Здесь, это пример одной церкви – Церкви Истинной Веры. Но Паланик приводит историческую справку, и это потрясающе. Это маленький пример, приём метонимии, но то же самое, что происходит с этой церковью происходит и с любой религией в целом. Именно поэтому, все размышления о Христе здесь неслучайны. Мессия – это всегда «медийная» личность, это бренд – в каком бы веке ни разворачивались события.
Один и тот же, неизменный, религиозный механизм существует на протяжении многих столетий. Этот механизм до сих пор безотказно действует, просто он эволюционирует, я бы сказала, мутирует и становится всё агрессивнее. Но людям необходимо, чтобы им говорили, что делать, как жить и жить ли вообще. Вот это очень интересная идея. Весь мир - секта. Всё в нём, кем-то выдумывается, навязывается – внедряется, продаётся и таким образом действует. А любой человек сродни Тендеру - это просто пешка в игре, а определённые люди, у которых нет никаких идолов, которые просто напросто культивируют свои фундаментальные (по Фрейду) инстинкты – стремление к власти - всем эти заправляют.
А ещё, что интересно, сама по себе общая фабула. В 2015 году произошла крупная авиакатастрофа, причиной которой послужило самоубийство пилота. Андреас Лубиц заперся в кабине пилота и просто направил самолёт в Альпы с пассажирами и со всем прочим. Такой незаурядный способ самоубийства. И вот оказалось что всё это не ново и не оригинально. С одной стороны это любопытно, с другой - жутко. Но этот факт лишь подтверждает, что эта книга не для слабонервных и не для людей до крайности ведомых. Во-первых, там перечисляются очень много способов самоубийства, во-вторых, сама по себе фабула по своей сути - это самоубийство.
*
9368