Рецензия на книгу
Жубиаба
Жоржи Амаду
Аноним21 октября 2017 г.Когда скачивала книгу, почему-то в аннотации стояло, что в ней достаточно фольклорных мотивов. Ну, возможно, имелось в виду, что персонаж, по имени которого названа книга - старик-знахарь, столетний колдун, по сю пору промышляющий своим искусством - и не только среди бедных, рассказывающий попутно бедным детям сказки и притчи из прошлого.
В остальном же, почему еще можно было расценить роман, как фольклорный - все это уже было (у меня - было, поскольку прочитано ранее), вернее, будет отражено автором чуть позже в его знаменитых "Капитанах песка", где, как известно, прослеживается судьба малолетних преступников, сплоченных в небольшую шайку попрошаек и мелких воришек. Судьба, в основном, трагическая, но поэтическая и романтическая составляющая не меньше социальной.
И здесь также перед нами Амаду рисует, пусть небольшим периодом, такую же жизнь мальчишек, которым судьба не оставила выбора. Но капитан, Антонио Балдуино, вырастает, он не останется вечным попрошайкой и воришкой, будет поэтом, сочиняющим свои известные самбы, чем и будет зарабывать себе на хлеб, побудет и знаменитым боксером, затем сборщиком табака на плантации, циркачом, но его сердце останется большим, горячим, негодующим от несправедливости.
А поэтическая составляющая здесь еще больше, чем в "Капитанах песка". Таким языком написана эта вещь, с этими напевами, резонирующими у нас в душе, когда ты взмываешь ввысь и не замечаешь, как падаешь вниз. Тебя ведет за собой эта негритянская мелодия, и порой разрываншься, не в силах решить, отдаться ли ритму, или мелодии, что звучит в словах.
И если в начале больше истинно бразильской романтики, море, пляж, песни, самбы, страсть к женщине, то, что в крови у любого бразильца - неважно, негра, мулата или белого, потом все больше нам показывают несправедливости этого мира, и не только там, где бедняки родились бедняками, но и где люди из среднего класса волею обстоятельств скатываются все ниже и ниже.
А Балдуино - сквозь все это проглядывает живущее в нем еще со времени детства преклонение перед Линдиналвой, тогда еще девочки из самого красивого дома Байи. Преклонение, прошедшее красной нитью сквозь жизнь Балдо. Связавшее его в конце концов с жизнью докеров - портовых грузчиков, благодаря чему он и принял горячее участие в забастовках докеров, а затем покатились волнами забастовки пекарей, водителей трамваев и т.д.
Все-таки не просто так на Жоржи Амаду были политические гонения. Благодаря особенно последним 30-40 страницам это очень видно. Книга написано в 1935 году и такое вот обращение к народу, и не только к своему. Очень яркое, может, немного наивное, но в нем чувствуется искреннее и горячее желание что-то сделать для искоренения социальной несправедливости.
4483