Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Темные аллеи

Иван Бунин

  • Аватар пользователя
    Аноним19 октября 2017 г.

    Мыслью по древу

    "Темные аллеи" как темные закоулки человеческой души, с ее тайными страстями и страстишками. Бунинские темные аллеи под своими сводами скрывают не только (а скорее даже - не столько) истории о любви возвышенной и прекрасной, но и об опаляющей, губительной страсти, о самом низменном в человеке - о стремлении к удовлетворению похоти.
    Удивляет, что рассказы цикла входят в школьную программу, ведь большая часть несет в себе эротический флер. И какой! Современные авторши, штампующие порнографические эротические книжонки нервно курят в очереди за томиком Бунина. К сожалению, или к счастью - тут как посмотреть, - я совсем не помню, какие именно рассказы цикла мы в школе изучали. Единственное, что осталось в воспоминаниях о них - восхищение стилем Ивана Алексеевича. Я долгое время после школы ничего из его сочинений не читала, но те впечатления, тот восторг запомнились мне хорошо. И теперь понимаю почему. Можно плеваться от сюжета, от образов героев, да от чего угодно! Но нельзя отрицать - и это отмечают практически все, - магию слов, творимую Буниным. Обычные черные буковки на белом/сером/желтом бумажном листе гипнотизируют, погружая в транс. Пока эта волшебная музыка слов, размахнувшись, не нанесет тебе сокрушительный удар по голове. А потом, дорогой читатель, лежи, оклемывайся.

    Можно до хрипоты спорить о том, сборник это рассказов о любви или нет. Для меня же этот цикл стал калейдоскопом историй о мимолетном и несбыточном, о мгновениях страсти и расплаты за нее, а также о легкодоступных женщинах и мужчинах, считающих себя вправе силой брать то, что они хотят. Некоторые истории мне показались омерзительными ("Дурочка", "Гость"), другие оставили после себя легкую печаль ("В Париже", "Темные аллеи", "Ворон"), некоторые я абсолютно не поняла ("Железная шерсть", "Второй кофейник"), некоторые оставили равнодушной, а есть еще "Холодная осень", стоящая среди всех особняком. Невероятно пронзительный рассказ. До глубины души пробравший. После него я смирилась со всеми глупыми девками и сладострастными дворянчиками, которые меня еще ожидали. Стоит ли сокрушаться из-за недалекости одних и развратности других? В конце концов - мало ли в жизни таких историй?

    Очень мне понравились и рассказы, не входящие в цикл. Пусть иногда странные и непонятные, но пронзительные, такие бунинские. И только один заметно отличается от остальных - это "Петлистые уши". Зловещий и мрачный. Завораживают и пробирают до мурашек описания Петрограда, особенно Невского:


    Ночью в туман Невский страшен. Он безлюден, мертв, мгла, туманящая его, кажется частью той самой арктической мглы, что идет оттуда, где конец мира, где скрывается нечто непостижимое человеческим разумом и называемое Полюсом.

    И хочется бежать со всех ног, но ты словно под гипнозом: стоишь и ждешь. Ждешь конца. Финала. И в какой-то момент забываешь, что еще недоумевала недавно: как же этот рассказ попал в сборник, ведь совсем ничего общего. А потом тебя наотмашь ударяет понимание... Cherchez la femme - как говорится!

    Очень неоднозначные впечатления оставил о себе этот бунинский томик. С одной стороны то, как написаны рассказы, с другой - то, о чем они. Где-то вычитала о "Темных аллеях": "превосходство формы над содержанием", и доля правды в этом, наверное, есть. Лично для меня большая часть рассказов ценна именно стилем и языком, в чуть меньшей степени - образами героев. Но есть и такие рассказы, где ветви содержания и формы переплетаются. И ради этих историй я еще не раз вернусь в этот тенистый сумрак.

    9
    330