Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

iPhuck 10

Виктор Пелевин

  • Аватар пользователя
    Аноним17 октября 2017 г.

    С удивлением обнаружила, что многие читатели ошибочно принимают iPhuck 10 за название романа, в то время как это – фамилия автора. Называется книга «ВИКТОР ПЕЛЕВИН» и рассказывается в ней о Человеке и его творении.

    Заглавие романа пародирует стандартные названия популярных жизнеописательных романов («Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дженни Герхардт», «Джейн Эйр», «Мартин Иден»), одновременно отсылая к одному из вероятных подтекстов «ВП» - творчеству известного российского писателя, автора культовых романов «Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и «Generation „П“». Новаторство iPhuck 10 как писателя заключается в том, что ВИКТОР ПЕЛЕВИН не является главным действующим лицом романа, как было принято в классической, модернистской и постмодернистской литературе, а представляет собой время и место действия романа (одновременно и совместно, что соответствует физической теории пространства-времени).

    Если говорить о сюжете романа, то он есть производная Библии и выражается как предел отношения приращения функции (человека) к приращению независимой переменной (бога) при стремлении последнего к нулю. В «ВИКТОРЕ ПЕЛЕВИНЕ» рассказывается, как Человек-Творец создал «мир» (гипсовый кластер) и существующий в нём «продукт» (компьютерную программу) по своему образу и подобию, но наделил его свободной волей. И как однажды Человек-Творец из любви к творению посетил его «мир», и что из этого вышло. Повествование ведётся от лица избранного «продукта» - Порфирия Петровича, что позволяет определить формосодержание романа как «Евангелие от Порфирия». (Аллюзия на Порфирианский кодекс Papr или 025 очевидна). Порфирий Петрович «избран» не только, чтобы рассказать о явлении Человека-Творца в гипсовом кластере, ему также явлено откровение о человеческом мире, что позволяет сравнивать рассказчика «ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА» с лирическим героем «Божественной комедии» Данте с понижением на одну ступень существования. Кстати, и завершается роман iPhuck 10 схожим образом: описанием земного рая и окружающего его человеческого центра – розы ветровской (ср. с «Пламенеющей Розой» у Данте).

    Через имя рассказчика автор также вводит одну из сквозных тем романа – тему дерева (напомню, что Дерево Порфирия - это графическая схема последовательного дихотомического деления понятий). Дерево в романе не только метафора формы, но и аллегория смысла, поскольку упоминаемый в тексте род дерева соответствует библейскому: «первым яблоком, которое упало с нашей яблони...» Возвращаясь к Порфирию, главный герой романа по своей природе является компьютерной программой и идентифицирует себя как полицейско-литературного робота. Читатель знакомится с Порфирием в период, когда последний испытывает кризис идентичности – снижение целостности, тождественности и веры в свою социальную роль (алгоритма по написанию литературных текстов). Как алгоритм Порфирий выполняет компонент человеческой деятельности: в данном случае – следственный и литературный, - но сталкивается с алгоритмически неразрешимой задачей – проблемой самоприменимости. Решением этой проблем и занимается Маруха Чо (Человек-Творец). Порфирий, как альтернативная форма сознания, относится к субъектам, у которых существование предшествует сущности. Но, к счастью, у Порфирия есть создатель, способный взглянуть на него со стороны и скорректировать его сущность в соответствии с его наличным существованием. (NB: Учитывая путаницу с именем автора и названием книги, не лишним будет отметить, что рассказчик является полным тезкой героя «Преступления и наказания» по случайному совпадению).

    В самом начале романа iPhuck 10 строго придерживается старых испытанных правил, дабы окружить читателя надежной и привычной атмосферой старого доброго детектива. Слог, структура, образность – ничто не должно отвлекать читателя от уютного времяпрепровождения. Первая половина романа представляет собой чередование пейзажей-натюрмортов и справочной информации о наступившем будущем, виртуальных эротических сцен, «мягких» философских размышлений и приятно-понятных средненачитанному читателю аллюзий (приведу один пример, незначительный, но симпатичный: собираясь на встречу с Марухой Чо, Порфирий Петрович синтезирует свой облик «на основе 243 прошлых look'ов» - по числу «малых переломов отдельной человеческой судьбы» Велимира Хлебникова). Отчетливо идеологическое и художественное содержание проявляется только в 3 части романа - Кластерной проповеди Марухи Чо: собрании изречений и комментариев, преимущественно отражающих аморальное поведение Человека-творца. Название части - making movies – точно описывает сиюминутную ситуацию главных героев, однако в свете этой проповеди весь роман начинает смотреться иначе.

    Оригинальность iPhuck 10 проявилась не только в выборе места и времени действия романа и разработке его сюжета, но также и в способе появления автора в произведении. В «ВИКТОРЕ ПЕЛЕВИНЕ» iPhuck 10 отказывается от старомодных визуально-вербальных форм присутствия автора в тексте, таких как бабочки Набокова или голоса без персонажа Джойса. iPhuck 10 появляется в романе под своим именем, но в иной ипостаси (способе существования): как девайс. При чтении «ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА» читатель имеет дело не с сознанием автора, если понимать под авторским сознанием «выражение авторского мировоззрения, т.е. системы предельно обобщенных взглядов человека на объективный мир и свое место в нем, а также обусловленные этими взглядами его основные жизненные позиции, убеждения, ценностные ориентации», а с цифровой моделью подобного сознания. Другими словами, «ВИКТОР ПЕЛЕВИН» - продукт реконструированного авторского сознания. Вероятно, первый в человеческом мире. И можно с уверенностью предположить, что в случае успеха (прежде всего, коммерческого) эта работа не только даст людям возможность заглянуть в глубины литературы, но и послужит толчком для создания новых отраслей словесного творчества, подхлестнёт экономическую активность и откроет новые горизонты в цифровой нейролитературе.

    48
    1,6K