Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Flawed

Cecelia Ahern

  • Аватар пользователя
    mooniart14 октября 2017 г.

    Желание время от времени читать подростковые антиутопии для меня схоже с резкой потребностью в чем-нибудь сладком. Например, в пирожных. Я знаю, что не стоит, знаю, что если сначала будет приятно, то потом не очень, и в итоге я обязательно пожалею. Но отказаться - нет, это выше моих сил. И выбирать с умом не очень получается, потому что "Клеймо" Ахерн - явно не из качественного десятка.

    Здесь есть все, что можно ненавидеть в YA литературе. Шаткая жестокая система, которая разваливается на глазах, стоит оценить ее вблизи, люди, идущие против этой системы, не очень умная девочка в качестве символа грядущей революции, почтилюбовный треугольник, всякие разборки из-за парней и так далее, и тому подобное. Но самое обидное - отсутствие каких-либо стараний. Я искренне верю, что из самого плохого и клишированного до скрежета в зубах сюжета можно сделать нечто хорошее. Героев нормально прописать, как вариант. Просто попытаться заинтриговать дополнительной сюжетной линией. Но почему-то почти никто не пытается. Шаблон на шаблоне, глупость на глупости. Кстати о глупости.

    Самое кричащее слово в книге, которое неизбежно встречается раз на двадцать страниц: л-о-г-и-к-а.

    Очень интересный выбор, учитывая ее полнейшее отсутствие в происходящих событиях и персонажах. Главная героиня, Селестина Норт, - умница, красавица, идеал для всех близких и знакомых, идеал для себя самой. Математик (!), главное - следовать правилам и распространять на всех ауру своего перфекционизма. Вот, что она говорит о себе в самом начале:

    Логика превыше всего. Либо черное, либо белое. Такой я была.
    Запомните меня такой.

    Немножко пораскинув мозгами, можно заметить, что высказывание-то глуповато. Если ты обладаешь логикой, умеешь строить причинно-следственные связи и доходить до определенных умозаключений, то мир точно не будет либо черным, либо белым. Если ты обладаешь логикой, то твое мышление и взгляд на мир не будут настолько ограниченными. Если ты обладаешь логикой.
    Пораскинув мозгами еще немножко и проанализировав характер этой скучнейшей героини, можно сделать вывод, что гениальный математик из нее получиться не мог, и говорит во мне негодующая ученица физмат лицея. Нет, без выдающихся способностей, но с выдающимися знакомыми и наличием некоторой логики. Математика - не только правила, с ними одними далеко не уедешь. Иногда приходится выходить за рамки правил, обращаться к своему воображению. Мало знать правила и следовать им, порой нужно уметь подходить к решению с недюжинной смекалкой, маленькими шажками прокладывать путь к ответу и различать эти самые правила в самых неожиданных местах. А Селестина Норт явно не обладает такими способностями. И умом не так, чтобы очень. И здравым рассудком. Веселенький символ для грядущей революции выбрал народ.

    Живет "идеальная" Селестина в стране, в которой пытаются продвигать идею идеального человека. Во всю работает государственный орган, клеймящий людей, делающих ошибки или что-то безнравственное по рамкам общества. Почему так, с какой целью - читатель сам должен додумать, ибо Ахерн было лень добавлять в шаблон что-то свое. Там есть какие-то объяснения про рухнувшую экономику и ошибки в бизнесе, но они настолько неубедительные, что лучше о них забыть. Критерии оценивания нравственности поступков мутные, каким образом гнобление заклейменных людей на протяжении всей их жизни поможет им исправиться и для чего это надо - тоже мутно. Вблизи сюжетное полотно настолько дырявое, что возникают сомнения, осталось ли что-то от сюжета в принципе. Может вся эта типичная политическая система, жестокие сцены клеймения и обилие мерзотных людей пробивают на эмоции особенно чувствительных особ, но на мне такое уже не работает.
    Главная героиня сначала одобряет систему, потом сомневается, затем запутывается, потом не одобряет и снова запутывается, но больше не распутывается. Она не понимает, зачем делает то, что делает, ее "ход" против системы - спонтанный, все действия Селестины не поддаются хваленой логике. А читатель просто должен наблюдать за ее душевными метаниями, не очень продуманными сюжетными линиями в не очень продуманном мире и закатывать глаза, когда она делает что-то тупое, то есть часто. Ко всему примешиваются охи-вздохи по бывшему парню, жуткая наивность и отвратительное отношение к своей сестре.

    Что интересно, любовных именно отношений в книге мало, и полноценного любовного треугольника нет. Основной замес на системе, взгляде изнутри и тяжелой жизни Селестины, переставшей быть "идеалом". Маячит там, конечно, бывший парень на фоне, и новый тоже мелькает, но они не пересекаются. Зато мысли главной героини об этом двухдневном контакте с новым парнем, с которым они почти словом не обменялись, ужасно раздражали. Болтала о крепкой связи между ними, тяжелая участь их, мол, сплотила, они бессловесно друг друга понимают, нужно его отыскать, он поможет. Алло, вы с ним не общались даже, большую часть времени он испепелял тебя взглядом, а знакомы вы были всего два дня, что с тобой не так?
    Если честно, иногда даже хотелось, чтобы вместо этой нелогичной белиберды в голове Селестины ввелась реальная романтическая линия, скрасившая сюжет. Пробираться через триста страниц о системе, почти не отличающейся от голодных дивергентов, откровенная скука.

    У Сесилии Ахерн до сего творения я читала только "Время моей жизни". Оно, конечно, тоже было не очень хорошо, но не настолько плохо. Жаль, что некоторые писатели идут в YA явно не ради искусства и мысли, а потому, что шаблон есть, героев прописывать не нужно, толпа подростков оценит (я протестую!). Для меня это воспринимается как неуважение к читателю, и сердечку моему больно.

    Если расписывать по пятибалльной шкале:

    Идея - 1
    Реализация идеи - 2
    Язык - 0
    Герои - 0
    Мир - 0
    Сюжет - 2
    Подача мысли - 1

    P. S. За некоторый расслабляющий эффект после серьезной литературы и тяжелых деньков пару баллов можно накинуть, а за выбор имен для героев - скинуть. Их запоминание было маленькой мукой.

    9
    66