Рецензия на книгу
Яма
Александр Куприн
easywhisper14 октября 2017 г.Александр Куприн является одним из классиков русской литературы. Его творчество можно охарактеризовать, как способ понять и прочувствовать любовь к человеку. Через его произведения разных жанровых отраслей можно прочувствовать все это, найти отголоск его стремления. Над своим произведением «Яма» писатель работал около шести лет, и он был первопроходцем, кто осмелился раскрыть все тайны продажной любви, секреты тех женщин, которые обитают в домах терпимости.
Сюжет повести разворачивается в месте с символичным названием – Яма. Яма как олицетворение скопления грязни, человеческой гнили, мусора их внутреннего мира. Сюжетную основу картины составляют описания жизни обитательниц публичных домов. Их повседневная жизнь, рассказанная от утренних процедур до вечерних приемов мужчины разных социальных классов.
«И так без конца, день за днем, месяцы и годы, живут они в своих публичных гаремах странной, неправдоподобной жизнью, выброшенные обществом, проклятые семьей, жертвы общественного темпераментра, клоаки для избытка городского сладострастия, оберегательницы семейной чести – четыреста глупых, ленивых, истеричных, бесплодных женщин».Притворство, которое можно встретить на страницах книги вызывает тошноту. Притворство от того, что люди – лживые существа. Кто-то называет проституцию – язвой общества, рассуждает о том, что это нужно остановить, пока люди в округе не прогнили окончательно.
«Есть великий закон, думая я, одиноковый как для неодушевленных предметов, так и для всей огромной, многомиллионной и многолетней человеческой жизни: сила действия равна силе противодействия. Чем хуже, тем лучше. Пусть накопляется в человечестве зло и месть, пусть они растут и зреют, как чудовищный нарыв – нарыв во весь земной шар величиной. Ведь лопнет же он когда-нибудь! И пусть будет ужас и нестерпимая боль. Пусть гной затопит весь мир. Но человечество или захлебнется в нем и погибнет, или, переболев, возродится к новой, прекрасной жизни».Однако сами эти люди поступают как все: приходят в публичный дом, выпивают, берут за два рубля женщину с его продажной любовью и лаской. А потом вновь обсуждают то, что нельзя так поступать и придаваться этой похоти низкосортных женщин.
Обитательницы публичных домов оказалось в таких условиях не по своей воле. У каждой за плечами была своя жизнь, но по вине кого-то (чаще виной тому была любовь), они остались одни без денег, без крова. И вот единственным способом хоть как-то существовать – стать проституткой. Почти каждая приняла эту тяжелое бремя, свыклась с мыслью о том, что теперь она просто – продукт, который покупают, которым пользуются так как пожелает потребитель.
«Нет ни лжи, ни лицемерия, ни ханжества, нет никаких сделок ни с общественным мнением, ни с навязчивым авторитетом предков, ни с своей совестью. Никаких иллюзий, никаких прекрас! Вот она – я! Публичная женщина, общественный сосуд, клоака для стока избытка городской похоти… <…>> Нет ни одной стороны человеческой жизни, где бы основная, главная правда сияла с такой чудовищной, безобразной голой яркостью, без всякой тени человеческого лганья и самообеления»И каждая из них принимает на себя ту роль, которую ей прикажут сыграть, каждая из них свыклась с мыслью о том, что нет больше другой жизни – есть только эта. И каждый приходящий в их дом мужчина – очередная игра, где женщина выслушивает его, помогает ему. Есть только порочность и очередная ложь.
«Но нам они лгут потому, что мы сами этого от них требуем, потому что мы лезем в их совсем чуждые нам души со своими глупыми приемами и расспросами, потому, наконец, что они нас втайне считают большими дураками и бестолковыми притворщиками».И люди, которые проходят мимо таких заведений, воротят нос и вновь углубляются в философию о нравственности порока, о человеческой хилой душе, все глубже и глубже погружаясь в собственное лицемерие. Например, персонаж Лихонин, который считал, что может спасти одну из обитательниц дома, научить её заново нормально жить, обучить всем премудростям науки, а в итоге он сам себя обманул, посчитав, что для таких женщин нет новой дорогой и новой жизни; что их удел – быть дешевым удовольствием для мужчин и больше ничего. А сами женщины, как уже было сказано ранее, приняли себя, но при этом они не сквернословят и не притворяются кем-то они, как другие:
«Мы – падшие, но мы не лжем и не притворяемся, а вы все падаете и при этом лжете».В произведении встречается много социальных и философских проблем, помимо идейной темы: невежество, порочность нравов и общества, безнравственность.
Автор пытался подчеркнуть болезнь социального общества, показать обнаженную натуру низшего слоя общества- проституток. Повесть читается вначале легко и увлекательно: мне, как читателю, хотелось больше и больше проникнуть в этот мир, прочувствовать его. Но вскоре концепция сходит на спад, и повесть читается слишком нудно и натянуто. Однако, несмотря на это, по моему мнению, автор прекрасно показал «все прелести» уродства падших женщин, чувствовалось, что он сопереживает им, поскольку они являются нищетой общества, от которого невозможно не избавиться, не помочь и тем более – невозможно предотвратить.596