Рецензия на книгу
Грозовой Перевал
Эмили Бронте
true_face14 октября 2017 г.Мрак мрачный, или Женский готический роман
Гордые люди сами вскармливают свои злые печали.Когда-то давно на волне впечатлений после прочтения "Джейн Эйр" и "Незнакомки из Уайлдфелл-холла" я пыталась осилить и "Грозовой Перевал". Но не пошло. И теперь я понимаю почему. Я пыталась сравнивать роман Эмили Бронте с творчеством её сестёр, а это было глупейшей ошибкой. И Шарлотта, и Энн - обе писали больше в жанре реализма. Да, они добавляли некоторые нотки таинственности, но в их историях нет и намёка на что-то потустороннее. В "Грозовом Перевале" всё просто пропитано мраком и напряжением. Эта книга как нагнетающийся заряд электричества перед мощнейшей вспышкой молнии. Как только я поняла это различие, мне стало легче читать роман.
Данную книгу я бы скорее отнесла к жанру готики, из которого я прежде читала всего один роман - "Женщина в белом" Уилки Коллинза. И в сравнении с этой книгой (отзыв на которую находится здесь) "Грозовой Перевал" однозначно выигрывает. Эмили Бронте удалось то, что не поучилось у Уилки Коллинза; она сумела создать живых героев. В них я верю. Я верю в их чувства, переживания, обиды, страсть и ненависть. Не сопереживаю (по причинам названным ниже), но верю.
Теперь, пожалуй, стоит объяснить, почему этому роману я поставила всего три звезды, а не больше. Первым разочарованием стало то, что мои ожидания не оправдались. Все отзывы и аннотация к книге настраивали меня на романтику и любовь. Но простите, нет там ни романтики, ни любви. Разве что в самом финале. Там есть страсть. Всё поглащающая, сжигающая до основания, уничтожающая всё на своём пути. Но это НЕ любовь. Для меня эти два понятия сильно отличаются. И мне не нравится, когда кто-то пытается одно понятие подменить другим. Это не вина книги, что те, кто о ней писал, не видят этой разницы. Однако, осадок разочарования остался, а потому пока что за это я отняла одну звезду.
Вторую звезу книга потеряла, потому что её персонажей очень трудно полюбить. Да, им веришь, но полюбить их сложно. Как полюбить Хитклифа и Кэтрин, которые в своей эгоистичной страсти, уничтожают всё, что их окружает, в том числе и самоё себя? Как полюбить Эдгара и Изабеллу Линтон, которые настолько слабы и безжизненны, что не смогли отстоять ни себя, ни своего состояния? Можно было полюбить этого фарисея Джозефа, который (как точно его описала Эллен Дин) видит своё призвание в том, чтобы быть там, где творится много зла, - чтобы было чем попрекать? Или может Хиндли Эрншо, который из-за старой обиды пустил свою жизнь под откос, прихватив за одно и жизнь сына? Вроде бы можно было полюбить Нелли... Но даже в ней кое-что выводило из себя - её полная уверенность, что она единственная права, хотя её "правота" не раз ещё более усугубляла ситуацию. Так что нет для меня в этой книге героев, которых можно полюбить или которыми можно восхищаться.
Таковы мои впечатления сейчас. Я дам этой книге отлежаться лет 5 и попробую перечитать её вновь. Думаю, "Грозовой Перевал" из тех романов, восприятие которых меняется со временем. Подождём - увидим.
4117