Рецензия на книгу
iPhuck 10
Виктор Пелевин
Аноним13 октября 2017 г.Роман Пелевину удался
Его последние несколько книг были довольно (или откровенно) неудачными и я уже начал сомневаться, стоит ли и дальше тратить время на этого автора. А тут такое удовольствие!
О чем «Айфак»? Об интрижке («связи», сношении – нет, не то!) искусственного интеллекта с достоевским именем отчеством «Порфирий Петрович» и авангардной искусствоведкой Марухой Чо или просто Марой Гнедых? О полицейском дознании, ведь ПП – это литературно-полицейский робот (точнее, компьютерная программа)? Об фальсифицируемом «художественном» авангарде? Или о «прекрасном мире» будущего? Мне больше нравится авангардно-апокалипсическая версия.
Говорят нам некие умники (развалившиеся на синем диване) про «постмодернистский апокалипсис» Пелевина. Ну, может и так. Только почему бы это определение не принять буквально, то есть не посмотреть на «постмодерн», как на то, что будет после современности, после катастрофы, к чему ведет нынешнее развитие событий, и – не слушать болтовню про «постмодерн», которой забивают глаза и уши бесчисленные коллеги Марухи Чо.
Но так ли уж фантастична фантастика Пелевина или это не фантастика, а вполне реалистичная проекция нынешних геополитических и культурных трендов. После практически неотвратимой катастрофы остатки России зажаты между китайской империей в Азии и халифатом в Европе. Ни муслимам, ни конфуцинцам остатки Азиопы нафиг не нужны, ввиду невыносимого евразийского климата. Вот и приходится российскому монарху мыкаться и мучиться с «европейским союзом» из хохлов, прибалтов и т.п. «союзников», которых так и не удалось всучить «немчуре». А вместо транзита нефтегаза решать проблемы транзита ракет через воздушное пространство «евросоюза». Пиратский остров халифат тоже не захватил, террористам нужны хрусты е-банка. А в штатах» привилегированные резервации велфер-афроамериканцев и латиносов с демографическим ростом альтернативно одаренных содержатся на налоги силиконовой долины. Не в деталях, но подобное во второй половине века очень даже может случиться. А то, что после эпидемии «политкорректности» и нескольких вирусов в «реале» люди могут перестать заниматься сексом с людьми, а утешаться с айфаками и андрогинами – разве фантастика? Идущие ныне в авангарде прогресса японцы всё меньше трахаются «по-настоящему». А там и другие подтянутся. Про тенденции развития «современного искусства» и говорить нечего: трэш и «гипс» вовсю выдаются за шедевры! «Даскапитал» уничтожает не только биосферу, но и приводит к аннигиляции человеческую культуру.
Диалоги ИИ «ПП» и М.Чо великолепны, а внутренний голос литературного алгоритма и его культурологические отсылки просто неподражаемы. На нынешних «трендах» и «иконах» автор оттоптался по полной. Пелевин – большой сатирик, что говорить. Читатель вовлекается в увлекательную игру узнавания: что после явного конца света сохранится из того периода, когда финал всему уже наступил, но еще не был очевиден. Ну, и отвращение к отвратительному может вызывать нечто похожее на катарсис с другой стороны экрана.
Если Пелевина и можно в чем-то упрекнуть (по ряду прошлых текстов), то это в отсутствии чувства меры. Он так порой увлекается своими придумками, что как будто забывает, что его читают не компьютерные андрогинны и виртуальные симулякры, а все еще люди. Но в «Айфаке» автор вовремя переключает режимы и в третьей части романа, написанной от лица Мары за программными кодами и парадоксами квантовых счислений опять проступает сюжет в человеческом измерении (связанный с вполне людским промыслом по фальсификации «гипса» и сентиментальными переживаниями существа в БДСМ-прикиде). Ну, а по поводу вставки-рецензии на ай-гей фильм «Сопротивление» (про 43г) опять просится слово «неподражаемо»! То же можно сказать и про другие «фильмы для айфаков» - достается и братцам михалковым-кончаловским, и гей-иконам маре-кокто, и зауми хайдеггеров-сартров, и канцлерше дойчей, открывающей ныне халифату дорогу в Европу, и много еще кому.
Уж не провидец ли этот спрятавшийся то ли в Швейцарии, то ли в виртуале подражатель Пинчона? Тем более, что художественная часть повествования тяготеет (как нам показалось) к «новому роману» в духе Роб-Грийе (а особенно к его фильмам!), где всё не то, чем представляется на первый взгляд. «Любовный роман»? Ну, какая «любовь» может быть у компьютерной программы к куску обезображенной плоти – тягой единицы к нулю?! Расследование? Чего?
Не является ли главным в книжке про айфак десятой модели ее социологическое, политическое и прогностическая компонента.
В финале искусственный интеллект оказывается и сильнее, и умнее человеческого ума и воли. Нет ли в этом прогноза, насчет окончательного поражения человеческого рода, как ошибки богов, который в ходе неудачного эксперимента показал, что не может использовать разум для устранения недостатков своей (человеческой) природы, а, наоборот, лишь безмерно расширяет эти свои ошибки вплоть до сумасшедших экспериментов с сексом и программированием. Возмездие в лице Жанны-Сафо неизбежно.
Айфон, айпад, айфак, айморг.
ЗЫ. Но Виктор Пелевин, наследующий лучшим традициям русской классики, несмотря на постоянный стеб над ней, не может завершить роман полной безнадегой. Порфирий Петрович (робот с человеческим именем) выныривает в эпилоге и своим пафосным (нехарактерным для алгоритма) монологе все же оставляет какую-то надежду. Или – это тоже игра «постмодернистского апокалипсиса»?20696