Рецензия на книгу
Допустимые потери
Ирвин Шоу
SimonJester7 октября 2017 г.Есть в моем литературном послужном списке одна прореха, "Над пропастью во ржи". И я рад бы этот пробел восполнить, но черт возьми, мне буквально с первых страниц хочется запустить книгу в стену. Читать про жизненные неурядицы шестнадцатилетнего подростка когда тебе уже за двадцать- совершенно невозможно. И дело тут не в возрасте персонажей, "Первому игроку приготовиться" я прочитал на одном дыхании. Просто сама книга Селлинджера слишком акцентируется на внутреннем мире героя.
Немного в этом же направлении выдержаны и "Допустимые потери", только Роджеру Деймону здесь не шестнадцать лет, а шестьдесят пять. Ну и сделайте скидку на сытый запад. В нашей стране мужчина в шестьдесят лет отправляется на свалку истории, а там- вовсю ухлестывает за дамочками. Так что для российского гражданина я бы определил возраст чтениякниги как от 45 и старше. Однако данные мотивы относятся только к той части, где главный герой вдруг начинает переживать, что вокруг него все мрут, как мухи. Можно, конечно, списать это на злой рок, но правильнее было бы обратиться к статистике.
Другая часть душевных переживаний Деймона куда более интересна. Составляя список своих возможныхврагов, он начинает вспоминать все, условно говоря, зло, которое наносил людям. При этом самого Роджера назвать плохим, или хотя бы жестким вряд ли можно. Он более чем добр и внимателен к своим близким. И здесь получается, что проблема взаимоотношений человека и общества раскрывается с непривычной стороны. Возьмем моего любимого Олдингтона и его романы "Смерть героя", "Все люди враги" и даже сатирическую повесть "Семеро против Ривза". В них всегда главным является конфликт между желаниями героя, и линией поведения, которая навязывается обществом. И в каждом случае инструментами давления становятся близкие. В "Смерти героя" это жена и любовница, в "Все люди враги"- родители и жена, в "Семеро против Ривза"- жена и дети. И всегда акцент переживаний находится на главном герое. О том, как задеваются чувства близких, Олдингтон никогда не задумывался. А сколько горя должны были перенести две избранницы Эдуарда Уинтерборн или нелюбимая жена Энтони! В итоге мы одновременно становимся и орудиями общества, и его жертвами. И порочный этот круг вряд ли будет разорван, пока мы хорошо чувствуем второе, но почти никогда не вспоминаем о первом.
В целом же роман читается легко, персонажи ощущаются полноценными людьми, а не шестеренками, толкающими сюжет вперед. Можно бы покорить автора за не объясняющую ничего концовку, но это не тот случай. В "Конце радуг", например, финал откровенно разочаровывал, потому что ради него существовала все книга. Но "Допустимые потери" всё-таки не принадлежат к приключенческому жанру, и здесь сюжет- лишь повод для размышлений, а подобная концовка немного добавляет жизненности.31,2K