Рецензия на книгу
Пентаграмма
Ю Несбё
Аноним6 октября 2017 г.Marekors
Пока набираю текст имею в запасе еще какое-то время подумать над оценкой к роману.
Не буду тянуть кота за сферы сразу скажу, что книга сильной мне не показалась. В качестве силомера я использовал предыдущие книги цикла, на которые имел возможность ссылаться.
Пятая часть о Харри Холе мне показалась копией самой первой книги за одним только исключением, в виде бонуса - Тома. Я не стану писать рецензию, с полноценными рассуждениями, примерами из жизни и всем тем, что обычно пихаю в свои обзоры, а напишу, надеюсь, кратенько свой взгляд конкретно на "Пентаграмму".
Начнем с того, что в этой книге я ждал именно противостояния двух копов, а дела, которые идут сюжетной линией не дальше этой части уходили на второй план. После хороших, массивных и неплохо детально продуманных "Немезиды" и "Красношейки" уже было подумал, что Несбё набил руку в писательском деле основательно и бесповоротно. Но нет, обороты были сбавлены, чем это бросалось в глаза?Во-первых, количеством действующих лиц, их в детективе ровно столько, чтобы вычислить убийцу самому было достаточно легко и если в вышеупомянутой "Немезиде" автор меня одурачил простыми вещами как маленького глупыша, то в этой, ему не удалось, хотя попытки были. Попытка. Одна. Старая схема. Несбё воспользовался старой схемой, которую применил в предыдущем романе - на середине своей истории выдал мне улики, которые прямиком указывали на того, кто мог быть убийцей. А человек он таков, что наступив на грабли один раз все-таки предпочитает обходить их стороной во второй. О чем мне читать, если убийца на блюде, а до конца еще 200 страниц? Включаем логику и отметаем очевидный вариант. В начале абзаца я написал, что действующих лиц, кому раздали роли было мало, а конкретно - три. Три человека, на которых ты мог подумать, что это именно он! Тот самый... убийца?! А отняв того, которого Jo преподнес мне на блюде их осталось вообще два. Я не долго мучился выбирав между ними, так как мой личный советник, который уже прочел эту книгу, в самом начале отмахнувшись от моего предложенного шуточного варианта убийцы сказал вслух: ааа этот, да не - выбор стал вообще простым. Потому что он единственный. И уже по ходу чтения я стал ловить зацепки, которые мысленно помогали мне надеть наручники на последнего.
Во-вторых, сюжетными линиями. Она была одна. Ну хорошо, две, если учесть борьбу Волера vs. Холе. Давайте посчитаем их количество в "Немезиде": сюжетная линия с цыганом, линия с ограблениями, которая была запутана своей простотой так, что в хэппи-энде можно было лишь нервно смеяться уповая на то, что тебя так легко облапошили, ну и бонусом, раз уж засчитали и "Пентаграмме" сюжет о противостоянии с Томасом.
В-третьих, тем, что даже если убийца был очевидным и легко угадываемым, финальная развязка и то как, и, самое главное, зачем все это делалось, было достаточно необычным, интересным и лично меня заставило сказать вслух: ну ты и скотобаза. Эмоция? Эмоция! Но в чем же тогда сбавление оборотов? Да в том, что в бонусной сюжетной линии действия Тома Волера представлялись мне иными, я не рисовал себе картину, но уж точно не такими банальными. Ходы, которые он принимал в "Пентаграмме" совершенно не вязались с его уровнями и подуровнями соображать. Пропала изюминка интеллектуала, так сказать. Это печально.
Ну а самое печальное это ляпы в финальной части. Я не буду писать о них так, чтобы испортить впечатление тем, кто еще не читал, а постараюсь сделать это таким образом, чтобы при этом те, кому нужно, меня поняли.Лифт. Лифт, который не едет если не закрыть его решетку. Когда поднимаешься на этом лифте ... Нет, не получится, вы знаете, не читавшим книгу, лучше отойти от экрана компьютера или закрыть на смартфоне ибо написать без спойлеров тут никак не получится, на столько глупые ошибки, которые повлияли на конечный результат, что умолчать о них просто не получится.
!!! СПОЙЛЕРЫ !!!
Наши клиенты сидели прикованные к батареи, так? Волер приехал на лифте, так как в диалоге шепотом между Харри и Свеном прозвучало что-то вроде: "лифт едет". Харри уставший после сцены с убийцей вряд ли пошел на 4ый этаж пешком, он туда поднялся на лифте, вряд ли так же и то, что Харри за собой задвинул решетку, чтобы лифт вызвали с первого этажа и на нем потом поднялся Волер. Но даже если я ошибаюсь в этом эпизоде, то пойдем дальше. Волер поднялся и вошел. Прикованные с ним пообщались, Тому все эти пустые разговоры были до лампочки и он приказал парочке встать и идти. Вот прям как Киркоров. Только перед этим автор написал, как Волер проверил их карманы. Запомните этот момент, я еще к нему вернусь, когда разберемся с лифтом. Они встают, идут к лифту и ждут, ждут, когда тот поднимется на этаж. Стоп! Волер приехав на четвертый тоже закрыл за собой решетку, чтобы лифт мог функционировать для других жильцов общежития? Какой заботливый. Но как тот факт, опять же из слов автора, что Том говорил громко, так как в здании никого не было? Все были эвакуированы по сей момент. Честно, я не помню как точно про жителей там было написано, но на этаже точно никого кроме них не было.
Дальше. Дальше меня интересует тот факт, каким таким волшебным образом шпатель, он же философский камень, оказался в кармане у Харри Холе, он же Гарри Поттер? Как он туда попал, если минуту назад Волер перед тем как приказать парочке и маленькому Олегу идти, провел обыск, грубо говоря обшманал их. Не иначе силы школы Хогвартса. Нет, нет и нет, такое мне не подходит, ведь шпатель решил эпизод. Кстати, именно этот предмет и толкает нас на мысль о том, как легко вычислить убийцу в романе.
В общем из всего финала мне понравился только акцент на то, зачем и как действовал убийца. Это было интересно. Он реальный псих. Ни в чем неповинных персонажей было очень жаль, даже не смотря на то, что они вымышлены.
Ну и закончить хотелось бы тем, что я недоволен, кого взяли на роль Ракель в экранизацию "Снеговика". А объясню своё недовольство сценой Шарлотты Генсбур в фильме "Нимфоманка" с двумя афроамериканцами. Я про вариант без цензуры. Если вы сейчас полезли искать сцену, то не забудьте про строго 21+, потому как это чистой воды порнография. С цензурой смотреть можно, без - это просто трэш. Это не нормально. Пришел на съемочную программу, а тебя там реально отделали. Я не люблю таких актрис, я не хочу, видеть её в роли Ракель, но никуда от этого не деться.19492