Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Приют Грез

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним4 октября 2017 г.
    Говорят, все художники до такой степени любят свои творения только потому, что они составляют часть их самих

    Все мы когда-то только начинали. От всего сердца стремились создать что-то прекрасное, вкладывали в каждое движение душу, пламенно верили в собственную ценность и значимость, осторожно выставляли результаты кропотливой работы на суд других - коротко заглядывая в глаза, потому что жуть как страшно, но другого пути нет. Ведь струсить самому, не дав шанса творчеству показаться = предать лучшее в себе. Предать свой Приют Грез.

    Ведь эта история, в первую очередь, прекрасная утопия, большая мечта, недостижимая путеводная звезда. А что же еще может быть идеалом будущего для молодого писателя? То, что описывает Ремарк, так мне близко, что ручаюсь за каждый ответ сама: заниматься красочным творчеством в своей студии с собственной террасой среди моря цветов (каждому писателю хочется образности, и поэтому сложно не относиться с нежностью к живописи), чтобы внизу ждала лавка с любимыми сладостями, была возможность жить за счет вдохновения, совершенно не думая о деньгах, окружить себя красивыми людьми и их любовью, пить в большой дружной компании вино в сумерках; и, как это ни парадоксально, чтобы еще оставалось место для толики страдания - придавать творениям силы и глубины. Такой он, Приют Грез, в этом наивном произведении, где уровень умиления зашкаливает и каждому ингредиенту этой мечты нашлось место.

    Образ "вечного воскресенья" - праздник перед неминуемо тяжелой неделей; редкие, но крупные слезы в бокалах вина.

    Это все прекрасно и так незрело. Слишком очевидны повторения, плохо разыгранная горячность, прогнувшиеся под натиском автора герои, которые в целях нужного развития сюжета теряют свой собственный голос. Конечно, речи Элизабет с изобилием восклицательных знаков совершенно не убеждают; конечно, дядя Фриц какой-то сказочный гном - из всей его биографии только и понятно, что он немного был в Италии и любил одну женщину - а теперь занимается непонятно чем; все второстепенные персонажи не на то второстепенные, чтобы быть такими невнятными. Это все да. Но первые произведения - они ведь помогают обозначить, прежде всего для самого автора, места, где получается лучше всего, где сердце читателя не может не дрогнуть.

    Постфактум об этом слишком очевидно говорить, но даже если не знать, что там у Ремарка в творчестве случалось дальше, и так понятно, что темы любовной тоски, смакования жизни (пока еще не в проявлении кальвадоса, но уже в проявлении вина), смерти и родины вышли в "Приюте Грез" лучше всего. И женщины такие красивые, и Эрнст так хорошо прописан! А как часто писательская сила сквозит - пусть пока не с каждой страницы, но видно, как она набирает ход. И история захватывает.

    Наивный, но все-таки Ремарк.


    Вслед за Ницше я сказал себе: "Только тот, кто меняется, для меня остается родным". Я перепрыгиваю с одной ступени развития на следующую. Другие люди шагают прямо вперед. Я же перемещаюсь кругами. И внезапно оказываюсь в другом круге - в другом кольце. Я двигаюсь толчками и прыжками.

    Так что просто спасибо издателю, который увидел все это за рукописью никому не известного 22-летнего парня.

    9
    166