Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Борьба за огонь

Жозеф Рони-Старший

  • Аватар пользователя
    Аноним1 октября 2017 г.

    Говорят, что трудно понять человека другой культуры. Ещё труднее, если человек этот жил в прошлом веке. Лишь отдельные фрагменты его поведения можно осознать, если человек этот жил в Средневековье, и совсем уж на ощупь приходится пробираться, если он жил во времена Античности. Без пояснений в конце книги не получится полностью усвоить даже родного Пушкина, не говоря уже о Шекспире или Данте. А чтобы понять Гомера, даже в прекрасном переводе Жуковского, придется и вовсе получить второе образование. Так какие у нас шансы представить себе мировоззрение первобытного человека? Это конечно смело - попытаться написать об этом книгу, но, если честно, "Борьба за огонь" о первобытном человеке вообще ничего не рассказала. В ней очень красочно описаны битвы древнего человека с медведем, львом, другим древним человеком и т.д., без кишков, но хотя бы с кровью и клыками. В ней очень романтично рассказывается о любви и дружбе древних людей, о морали, чести, предательстве и справедливости. Но почему нам все это так понятно и знакомо? Не потому ли, что все это не имеет никакого отношения к древнему сознанию? Вместо совершенно непонятного существа с непредсказуемым поведением, которое было бы интересно изучить, из главного героя получился типичный страдалец-попаданец, практически герой современного боевика. Дай ему автомат и можно хоть сейчас забрасывать на какую-нибудь планету в "Звездном десанте", где ему придется расчищать местность от диких тварей, периодически вспоминая любимую женщину, и чуть реже вспоминая о цели своего путешествия.

    Но в таком случае жанр этой книги нужно определять не как приключенческую или историческую литературу для подростков, а как научно-фантастический боевик. Союз с мамонтами, исцеление глубоких ран подорожником, воинственные карлики и мутанты - все это атрибуты классного фантастического сюжета, по которому хоть сейчас можно снимать кино. Вроде бы ерунда, но на деле все немного сложнее. Как и многие другие, я знаком с Жозефом Рони-Старшим только как с автором классических книг о древних людях. И поэтому "Борьба за огонь" вызвала у меня смешанные чувства из-за своего неправдоподобия. Но изучая его биографию, я наткнулся на факт, полностью меняющий восприятие его книг. Как оказалось, основной жанр, в котором писал Жозеф Рони-Старший, это и есть научная фантастика. Его именем названа премия научной фантастики во Франции, а среди его находок пришельцы неорганического происхождения (1887 год!), сверхлюди с мутациями, кометы, сеющие семена на нашей планете, наследственный вампиризм, хищные растения с интеллектом и многие другие фантазии, которые до сих пор кормят половину Голливуда. В этом ряду история о первобытном человеке выглядит лишь как очередной фантастический эксперимент, в котором человек его времени пытается выживать, утратив знания и оковы цивилизации. Эксперимент, по-моему, получился не очень удачным, потому что фантазии Рони-Старшего негде было развернуться, но изображать первобытного человека он даже не пытался, вот в чем все дело. И книга получилась совсем не для подростков. Не столько из-за жестокости, от которой в этом мире все равно никуда не денешься. А из-за своей главной, и возможно даже пророческой идеи: самую большую опасность для выживания человечества представляет сам человек. Не потому, что именно он неизбежно будет финальным врагом. А потому, что главная цель человека во все времена остается одной и той же: подчинить себе весь мир, начиная от огня и дочери вождя, и заканчивая всеми чудесами природы. Вот такие мамонты.

    11
    2,6K