Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним30 сентября 2017 г....наша жизнь игра и кто ж тому виной, что я увлекся этою игрой... (с)
А Моэм в очередной раз меня порадовал. Моэм - он такой, я от него уже другого и не жду. Умеет он писать легко, красиво, иронично, так что страницы проглатываются одна за другой, и не успеешь оглянуться, как книга уже закончилась.
Правда, "Театр" произвел на меня все же меньшее впечатление, чем "Бремя страстей..." и "Узорный покров". В тех случаях это были безоговорочные 5 звезд, а здесь мне чего-то, самую малость, не хватило. Но тем не менее, познакомиться с этим романом поклонникам творчества автора и вообще любителям английской классики определенно стоит.
Джулия - то, что называется, прирожденная актриса. Для нее игра - смысл и образ жизни. Она играет везде и всюду: не только на сцене, но и в гостях, и дома, и даже наедине с собой. Любую жизненную ситуацию она не только проживает, но еще и проигрывает, наблюдая за сценой со стороны и автоматически подбирая наиболее подходящую интонацию, выигрышную позу, соответствующее выражение лица. Она даже говорит не обычными словами, а строчками из пьес. Причем совершенно не специально. Ей просто кажется, что именно эти слова сюда подходят лучше всего.
Для тебя нет разницы между правдой и выдумкой. Ты всегда играешь. Эта привычка - твоя вторая натура. Ты играешь, когда принимаешь гостей. Ты играешь перед слугами, перед отцом, передо мной. Передо мной ты играешь роль нежной, снисходительной, знаменитой матери. Ты не существуешь. Ты - это только бесчисленные роли, которые ты исполняла. Я часто спрашиваю себя: была ли ты когда-нибудь сама собой или с самого начала служила лишь средством воплощения в жизнь всех тех персонажей, которые ты изображала. Когда ты заходишь в пустую комнату, мне иногда хочется внезапно распахнуть дверь туда, но я ни разу не решился на это - боюсь, что никого там не найду.Джулия - это тысяча ролей в одном человеке. Она в совершенстве владеет искусством подражания и изображения совершенно любых чувств. Вот только где же за всем этим ворохом масок настоящая Джулия? Да и есть ли она вообще?
Я бы любил, если бы мог тебя найти. Но где ты? Если содрать с тебя твой эксгибиционизм, забрать твое мастерство, снять, как снимают шелуху с луковицы, слой за слоем притворство, неискренность, избитые цитаты из старых ролей и обрывки поддельных чувств, доберешься ли наконец до твоей души?Одна из ролей, которые всю жизнь играла Джулия - "верная супруга и добродетельная мать". И действительно, словно бросая вызов всему тому, что обычно приписывают актрисам, она ведет крайне респектабельный образ жизни. (Ну, если не вспоминать об одном случае в поезде, но об этом тсс...)
Но, как мы скоро выясним, это лишь потому, что ей не представлялось случая. Ирония судьбы заключается в том, что несмотря на все ее обаяние, очарование, искусно созданный привлекательный образ, на Джулию не слишком-то обращают внимание мужчины. Точнее, обращают, но именно как на актрису, они восхищаются ее талантом и совершенно не видят в ней женщину. А ее это бесит неимоверно! Даже собственного мужа (тогда еще будущего) в течение многих лет она почти безуспешно пыталась соблазнить. Правда, предложение ей он таки сделал, а сильной страстью все равно не воспылал.
Я думала, что вышла за самого красивого мужчину в Англии, а я вышла за портновский манекен.(В скобках заметим, что не очень ясно, почему одно должно противоречить другому). Есть у нее один преданный воздыхатель, да и тому, как оказалось, вполне достаточно было просто вздыхать издалека. Неблагодарные мужчины! Джулия безуспешно ищет в себе "sex epil", даже на улицу, вся такая красивая и манящая, ходила в попытках наткнуться на приставания, да и то не слишком преуспела. Жизнь - боль.
А теперь Джулии и вовсе уже за сорок. И вдруг - молодой человек, почти мальчик, на двадцать с лишним лет моложе, проявил к ней весьма недвусмысленное внимание. Да как он посмел?! И к кому, ко мне, Джулии Лэмберт?! О, конечно, я с удовольствием заеду к вам "на чашку чая"... И даже найду вам квартиру поближе, зачем далеко ходить. И тут уж наша добродетельная актриса пускается во все тяжкие. Осыпает нового возлюбленного подарками, развлекает, помогает продвинуться в обществе, утешает ("бедный ягненочек", как же меня вымораживала эта фраза всю книгу!), а когда он делает слабую попытку проявить показную гордость (он вдруг решил, что унизительно быть содержанкой), убеждает его, что это он делает ей одолжение. Впрочем, мальчик не сильно сопротивлялся. Обоих все устраивает. Он знакомится со знаменитостями, носит смокинги и обедает в лучшем обществе. Она чувствует себя женщиной, которую пусть не любят, но хотя бы хотят. Ей достаточно того, что любит она сама. А отомстить за все и потом можно, правда?
Вся эта книга - тоже игра. Ведь мы практически живем в голове Джулии, пытаясь тем самым следовать за ее логикой. Которой порой нет вообще, а порой совсем нелогичный поступок неожиданно отдается в твоей душе одобрением. Значит, есть что-то в ней, что на миг вас сблизило, промелькнул среди ее многочисленных образов и тот, что тебе оказался ближе.
Мы пытаемся "поймать" ее: а где же ты, Джулия? Какая ты - настоящая? Чего ты на самом деле хочешь? . Ответить трудно. Она - это вечно меняющиеся образы. Великолепная актриса, которая может изобразить что угодно. Которой никогда не помешает собственная индивидуальность, так что кажется, что ее и вовсе нет. Она вся - притворство. Так же, как лучшие модели получаются из девушек с неяркой внешностью, но правильными чертами, на которых можно "нарисовать" все, что пожелаешь, так и Джулия - отличный материал для воплощения любого образа. Глубокий красивый голос, выразительная мимика, совершенное владение своим телом. А что внутри? Даже она сама не всегда знает, ведь она тоже наблюдает за собой со стороны. Люди глупы в ее глазах, что верят всему, что видят.
А что, она всего лишь живет по завету Шекспира. "Весь мир - театр..." Все мы немножко актеры в тех или иных ситуациях. Один человек на миллион способен оставаться сам собой всегда и везде. А Джулия - просто эталон мастерства. Хотите - осуждайте, хотите - завидуйте.
52795