Рецензия на книгу
The Writer's Journey: Mythic Structure for Writers
Christopher Vogler
Аноним24 сентября 2017 г.Что важно знать, открывая «Путешествия писателя»? Эту книгу не стоит переоценивать. Для подготовленного читателя, которому знаком Джозеф Кэмпбелл и его магнум опус Тысячеликий герой , Воглер не откроет новых горизонтов. Более того, автор это и сам прекрасно осознаёт. Любовь Воглера к своему гуру совершенно искренняя, и он быстро заражает ею своих читателей. Книга пестрит отсылками к «Тысячеликому герою»: порой кажется, что он просто решил осовременить Кэмпбелла, пересказав его труд о мономифе и «путешествии героя» языком, понятным современному массовому читателю. Пожалуй, именно в таком качестве книгу и стоит воспринимать. Во всяком случае, я читал её с удовольствием сразу после «Тысячеликого героя» - и, надо отдать должное Воглеру, он отлично справился с задачей. Там, где в своё время великий и ужасный Кэмпбелл выстроил внушительную панораму из мифов всех времён и континентов, часто малопонятных современному человеку, Воглер прибег к куда более понятным и всем знакомым примерам. Он описывает «путь героя» на основе известнейших фильмов, давно ставших классикой мирового кинематографа и по сути заменивших современному человеку мифологию, а порой и религию.
Да, заглавие заставляет предположить, будто бы книга адресована писателям. Это не совсем так. Воглер фактически создал учебник для киносценаристов. Описывая схему художественного произведения, он препарирует хронометраж и структуру кинофильма. Львиная доля приводимых им примеров взята из кино – к счастью, эти фильмы почти все хорошо знакомы и русскоязычному зрителю. Создавая (или, правильнее сказать, открывая) универсальную схему построения сюжета, Воглер как будто преподносит нам волшебную формулу, готовый рецепт шедевра. Конечно, к этому рецепту стоит относиться критически. «Путешествие писателя» давно уже стало настольной книгой киносценаристов и обязательной частью программы всех курсов сценаристики, однако новейшая история кино доказывает – сюжеты всех киношедевров или просто хороших фильмов не сводятся к слепому копированию воглеровской схемы и не равны сумме её элементов. Это всегда нечто большее, помноженное вдобавок на талант своего создателя. Но эта схема всё же хороша тем, что учит искать общее (и особенное) в фильмах и книгах, помогает лучше структурировать элементы сценария или книги (если вы пишете) и понимать композицию. «Путешествие писателя» не содержит откровений; но книга эта хорошо, доходчиво написана (чего я не сказал бы собственно о «Тысячеликом герое») и прекрасно подходит для любого человека, который не ленится вникать в суть увиденного и прочитанного.1402