Рецензия на книгу
Ужин
Герман Кох
CatMouse23 сентября 2017 г.Конечно, родные братья и сестры часто ссорятся, иногда вообще не желают общаться. И все же… Если речь заходит о жизни и смерти, то они стоят друг за друга горой.
И тут Клэр засмеялась.
— Ты что? — спросил я.
— Ничего, ну и речь я толкнула! — сказала она, все еще смеясь. — Про братьев и сестер. И главное — кому!
Это вторая книга автора, с которой мне довелось познакомиться, но неповторимый стиль Коха я узнала бы из тысячи, даже если бы у книги была оторвана обложка.О многих авторах можно сказать, что они великолепные психологи. Но я еще никогда не видела у других писателей такой мастерской игы с читателем, такого эффективного использования литературных приемов, которые выглядят такими простыми вблизи, но совершенно непредсказуемы в начале чтения. Вот, к примеру, когда писатель предпочитает вести повествование от первого лица? Когда хочет, чтобы читатель ассоциировал себя с главным героем, воспринимал его мысли и суждения как свои, шел его путем. И каково же оказывается удивление читателя, когда мысли, слова и поступки такого близкого ему персонажа вдруг говорят о том, что он совсем не тот, за кого себя выдает. Что главный герой, который априори выражает мысли автора и является, как правило, персонажем положительным, здесь - совсем не такой, и вообще, все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Бывший школьный учитель Паул и его жена Клэр получают приглашение от брата Паула, успешного политика, и его жены приглашение присоединиться к ним за ужином в фешенебельном ресторане. За тем, как Паул высмеивает манеры и привычки брата, как подозревает двойное дно в любом его волеизъявлении - от выбора ресторана до решения усыновить ребенка, как раздражается при виде знаков внимания, которые оказывают брату окружающие, нам очень скоро удается разглядеть обычную зависть и чувство собственной неполноценности. Однако наблюдать за Паулом, делающим пусть не всегда верные заявления, но человеком, безусловно, наблюдательным, злым и метким, по-прежнему интересно. Любая деталь вызывает ассоциации и воспоминания, еще больше раскрывающие героя, и вот мы уже не в ресторане, а в воспоминаниях Паула о путешествии во Францию, о школе, из которой он был уволен, о семье . Как говорится, смотреть нужно не на того, на кого указывают пальцем, а на того, кто это делает.
Несмотря на то, что "Ужин" - наиболее известное и восхваляемое произведение Коха, "Летний домик с бассейном" мне понравился все же несколько больше. Он был более многослоен, в какой-то мере более глубок, а "Ужин" за счет своей камерности и поглощенности главного героя своими мыслями, показался несколько затянутым в середине. Семейная тайна, обозначенная в самом начале, очень долго не дает о себе знать, и в какой-то момент ее уже очень сильно не хватает.
Однако конфликт и здесь вышел нетривиальный, есть над чем задуматься и о чем поспорить. Мы не можем проследить всю историю отношений Паула с сыном, но из тех уголков памяти, в которые нам разрешают заглянуть, каждый сможет вытащить ответ. Ответ на вопрос о том, почему во внешне благополучной и зажиточной семье может вырасти моральный урод. О том, что такое преемственность поколений в действии.
Мне вспоминается эпизод из книги "Вернутъся по следам" за авторством Глории Му, где к кинологу приводят "трудную" собаку, которая не поддается дрессировке, и, не слушая команд, бросается на людей и животных. А кинолог возмущен поведением хозяина, который только делает вид, что хочет решить эту проблему, а сам подспудно гордится своей собакой и думает примерно следующее: "вот я какой, даже собака у меня - и та неукротимый зверь, вся в меня". Собака, чувствует настроение хозяина, понимает, что поступает правильно, но пребывает в недоумении от того, что хозяин при этом показательно ругает ее и дает затрещины.
Точно так же ведет себя и Паул со своим сыном. Содрогаясь от чудовищных последствий, грозящих его семье, он, согласен с позицией сына, жаждет новых подробностей и переживает не за его образ мыслей или за других людей, которым доведется столкнуться с бесчеловечной жестокостью его отпрыска, а за то, что тайное может стать явным. Это отношение к жизни и окружающим культивируется в семье, и не случайно такие люди как Паул и Клэр порождают Мишела. Угроза лишиться положения и покоя толкает их на собственное преступление, но главное свое злодеяние они совершили, когда вложили в голову нового человека мысль о том, что одни люди намного более ценны, чем другие.
1898