Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Кассия

Татьяна Сенина

  • Аватар пользователя
    Аноним21 сентября 2017 г.

    Неживые святые

    Я ожидал большого. Редкий случай, когда автор взялся за роман о реальных событиях девятого века, в которых участвуют император Феофил, патриарх-иконоборец Иоанн Грамматик и прп. Фёдор Студит. За это ей благодарность. Однако, результат разочаровывает. И дело даже не в том, что легко угадываются симпатии писательницы именно к иконоборцам. Просто святые у нее не получились. Они, например, что-то говорят, обсуждают, ведут дискуссии, и поначалу все неплохо. Ждешь развития сюжета, глубокого раскрытия образов, а раскрытия все нет и нет. Прп. Феодор Студит, например, оказывается этаким честным и стойким оловянным солдатиком , но симпатии к нему не возникает. Госпожа Сенина вывела его если и не узколобым фанатиком, то каким-то двумерным персонажем. А вот Иоанн Грамматик у нее фигура объемная. Он философ, ритор, интереснейший собеседник и тонкий политик. Проводит в лаборатории химические опыты и, вообще, человек широких взглядов. В общем, перед нами блестящий философ, опередивший свое время, "истинный" христианин, глубоко понимающий Священное Писание и Предание Церкви, а противостоит ему официальная Церковь, кучка искренних, но недалеких монахов и священников, для которых Платон - ругательное слово, а греческая философия - сборище злых ересей.
    Да и другие персонажи саги выглядят какими-то мелкими. Может, они и правда такими были, не знаю. Но даже Кассия не тянет на преподобную. И во всех этих пертурбациях, политических интригах, борьбе иконоборцев с православными есть одна трудноуловимая деталь, которая поначалу ускользает от взора. Чего-то не хватает, но сразу не поймешь чего. Так вот. В книге нет Христа! Даже святые, кажется, о Нем не думают. Конечно, можно возразить, что любовь к Богу не должна выражаться в громких речах, пышных выражения и внешних позах. Соглашусь. Но в том-то и задача автора, чтобы он смог изобразить святого, через которого светит образ Христов, чтобы без лишних слов чувствовалась его любовь к Богу и ближним. А здесь этого нет. В книге есть любовь чувственная, любовь женщины к мужчине, но любви, по которой познаются ученики Христовы, нет. И вторая важная вещь - госпожа Сенина не доверяет Церкви. И в книге это чувствуется.

    7
    387