Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Numero zero

Umberto Eco

  • Аватар пользователя
    Dikaya_Murka16 сентября 2017 г.

    "Нулевой номер" из всех книг Умберто Эко оставил впечатление наиболее неоднозначное. С одной стороны, покойный маэстро был признанным мастером литературы заговора. С другой - по сравнению с тем же "Именем розы" "Нулевой номер" оказался непростительно коротким. Я скажу просто - когда книга близилась к концу, я только вошла во вкус и подумала, что наконец-то, мол, начинается самое интересное. А поскольку я слушала аудиоверсию и не могла оценить количества оставшихся страниц, то концовка стала выстрелом, подбившим куропатку моего интереса. Кроме того, как читатель, избалованный "Именем Розы" и "Пражским кладбищем", я рассчитывала на полноценно закрученную сюжетную линию, а здесь прямо скажу - ни тайнами, ни загадками даже не пахнет. История базируется на гипотезе о том, что Муссолини не умер, а оставался жив до дряхлой старости и был все это время вдохновляющим жупелом для различных тайных обществ и организаций, имеющих своей основе идеологию неофашизма. Но это - не то, чем можно удивить человека, в распоряжении которого имеется вечерняя программа Киселева и канал РЕН-ТВ. Возможно, сыграла свою роль и аннотация. Потому что фраза "Вокруг расследования разыгрывается напряженная драма любви и смерти, счастья и страха, реальности и вымысла" - это даже не преувеличение, а откровенная ложь. Как я уже сказала, когда драма начинает разыгрываться, книга заканчивается минут через пятнадцать. Но оставлю аннотацию на совести издателя, а не Эко, который, как я подозреваю, изначально планировал свой роман как вещицу куда более легкую.

    Причина по которой я все же говорю, что книга мне понравилась и почему она на самом деле была для меня интересна заключается в том, что я - журналист. А потому линия, которая, очевидно, была задумана как канва, обрамление сказки о выжившем дуче, для меня стала главной.

    Если вкратце, то группа людей, журналистов разного опыта и специализации собирается в рамках одной редакции для издания газеты, которая никогда не будет опубликована. Смысл? А смысл изящно гениален. Каждый номер издают задним числом. Он о том - что уже не просто случилось, а чему уже дана была трактовка и оценка. Вот только нумеруется и датируется он таким образом, что кажется, будто вышел как раз в разгар событий. Таким образом, любой непосвященный читатель, взявший его в руки, получает впечатление, будто газетой занимались едва ли не провидцы и очень острые аналитики. И связываться с такой редакцией и ее владельцем - дело опасное. Лучше уж узнать, что это за человек и подружиться с ним. Таким и был ожидаемый эффект от этого проекта длиной в год. Потому книга и называется "Нулевой номер", что речь в ней идет о выпуске таких нулевых номеров одновременно - и "заранее", и "с опозданием". И в этом уже есть доля иронии, поскольку Эко, как специалист по медиа-технологиям, таким образом остроумно иронизирует над тем, во что превращаются современные СМИ. Информирование - уже не их вотчина, благодаря развитию современных коммуникаций мы способны становиться очевидцами и сиюминутными свидетелями практически любого события. СМИ же сейчас вступают в область трактовок, давая подсказки для наших изощренных умов, предлагая нашему вниманию все новые и новые объяснения происходящему и причинно-следственные связи между фактами. Но, и это еще не все.

    Постепенно выясняется, что номер не нужно приурочивать вовсе ни к каким событиям. Достаточно лишь наметить общие темы. Наркобизнес, проституция, гороскоп, колонка некрологов и поздравлений, редакторская статья о правде и честности, пригоршня намеков, несколько "аналитических" материалов - и номер готов. И это еще одна тонкая шпилька от Эко. Наши средства коммуникации становятся все более и более изощренными, наши платформы для ее оформления, передачи и хранения - все более продвинутыми, а суть то не меняется - мы топчемся по одному и тому же навозу. Ну вот я же сказала, что эта история с Муссолини выглядит как-то знакомо :)

    И наконец (но, признаться, эта мысль пришла мне в голову лишь сейчас) сама эта книга Эко - своего рода "нулевой номер" всего его творчества. Она коротка и очень типична, а оттого похожа на "болванку" из которой можно при желании сделать что угодно, хотя, к сожалению, за отсутствием мастера уже не будет сделано. Так что, возможно, в свойственной ему изящной манере Умберто Эко посмеялся над всеми нами.

    11
    181