Рецензия на книгу
Оно
Стивен Кинг
Аноним7 сентября 2017 г.Хотите ли вы вспомнить ваш личный кошмар?
Хотите ли вы вспомнить ваш личный кошмар, самое страшное переживание из детства, оживить то, что разум постарался навсегда выкинуть из головы? Скорее всего в этом стремлении вам поможет знакомство с неоднозначным романом Стивена Кинга "Оно".Как только не оценивали его с момента выхода в 1986 году: от включения в список лучших книг тысячелетия до обвинений автора в надуманности и графоманстве.
Сразу можно отметить, что роман не читается на одном дыхании. Объем произведения велик - более тысячи страниц, и том вполне себе увесист, плюс Кинг с самого начала задает "страшный" темп, где фирменного хоррора хватает с переизбытком. Действительно, иногда задумываешься - почему многие люди с неприязнью относятся к клоунам? Существует даже научное название подобного страха - коулрофобия. Немалая толика в утверждении данного феномена принадлежит мастеру Кингу - так выпукло и страшно там выписан образ Пеннивайза. Клоун - средоточие всего самого страшного, это лицо-маска иррационального зла.
Сюжет строится вокруг жизни семерых подростков-аутсайдеров, которые живут в провинциальном американском городке Дерри и составляют Клуб Неудачников. Цепь кошмарных убийств преследует жителей - взрослых и детей. Всевозможные ночные ужасы оживают в тексте "Оно". Дети вступают в заведомо неравную схватку со Злом и заставляют его отступить. Но через 27 лет кровавый цикл повторяется и сорокалетним героям предстоит вернуться в забытый детский кошмар к жаждущему реванша монстру.
Кинг играет с хронологическими и территориальными рамками повествования - читатели переносятся туда-обратно в 27-летнем отрезке взросления детей и в почти вековой истории города.Если не рассматривать произведение в плоском плане кровавого ужастика - и, естественно, творчество Кинга нельзя оценивать в таких критериях - то мы получим удивительно много сюжетных отсылок, смысловых нагрузок и всего прочего, свойственного "серьезной" литературе. Здесь и противостояние личности и толпы (семья, школа, социум), и подробные зарисовки из жизни каждого из семи героев, дружба и память, вера и страх, секс и любовь, массовое безумие, трусость и самопожертвование. В романе есть многочисленные крючки, цепляющие пласт тиражированных тем: от Ку-клукс-клана - до еврейского вопроса, от гомофобии или группового секса - до проблемы с лишним весом. Всего даже слишком много для одного произведения, не все эпизоды раскрываются, как и не все сюжетные дороги куда-то приводят. Кажется, что автор постарался объять столько, что развязка не может удовлетворить всех ищущих ответов читателей.
Опасайтесь клоунов, держитесь подальше от канализации, читайте Стивена Кинга и не теряйте веры.
348