Рецензия на книгу
Трилогия Бартимеуса. Книга 1. Амулет Самарканда
Джонатан Страуд
Delfa7775 сентября 2017 г.И нюх как у полевки, и глаз как у орла.
Смешная и увлекательная детская фэнтези. Главный герой романа –мальчишка лет двенадцати. Худенький, сообразительный, очень талантливый. Ученик посредственного волшебника. Больше бюрократа, чем специалиста. Мальчишка все освоил сам, по книгам. Да, в книге есть волшебство. Можно узнать классификацию демонов, различия между амулетом и талисманом, еще раз вспомнить о важности истинного имени. Но все это ширма, за которой скрывается история о дружбе.
Натаниэль – ребенок, которого родители продали в ученики волшебникам. Бросили его, отказались. И неважно, что были причины. Шестилетний малыш оказался вдруг один, а его учитель ничего не знал и знать не хотел о страдании ребенка, вдруг оставшегося без семьи. Лишь две женщины - жена волшебника и учительница рисования - принимали участие в его судьбе, даря душевное тепло. И вот этот вундеркинд, дошедший до всего сам и способности которого оценил по достоинству джин Бартимеус, задумал украсть амулет Самарканда. Какие цели он преследует и зачем ему это нужно? Джин поначалу решил, что тот хочет подставить учителя. Но уже по тому немногому, что рассказали о Натаниэле к моменту их встречи ясно, что мальчик не пойдет на такое. Так в чем же дело? В обиде, в задетом тщеславии талантливого самоучки.
Сам Бартимеус не просто один из главных персонажей, он еще на редкость колоритен. Что толку описывать его внешность, если принимая физическое воплощение, он превращается в любое существо - от крота до горгульи. Но предпочитает стихию воздуха, его любимые воплощения – птицы. В крайнем случае – насекомые. Ироничный. Неутомимый шалун. Как он танцевал в образе страшного паука! Надо теперь к этим мастерам паутины приглядываться. Может попробовать резко оборачиваться, чтобы застать их врасплох, а то они или сидят на месте или бегают, но ни разу за танцем не спалились. Джин любит прихвастнуть, чем заметно оживляет сюжет.
Разум и знания - разные вещи, Натаниэлю предстоит это понять сложным путем. Дорогой ценой оплатив опыт. Он живет в обществе разделенном на волшебников – аристократов и простолюдинов, которых принято презирать в «приличном обществе». Видимо за то, что сами вышли когда-то из этих низов и получили легко власть. Мальчишке с детства вдалбливали в голову сказки об исключительности волшебников, незаменимости этих мнимых благодетелей простого народа и он предпочел этому поверить. Принять эту точку зрения, выгодную для него - попавшего в круг избранных. Он амбициозен и чувствителен к оскорблениям, ведь его кумиры никому не прощали посягательств на свою честь и Натаниэль следует их примеру, объявляя войну волшебнику не задумываясь о последствиях. Он «пустился вскачь прежде, чем научился ходить». А как он мог научиться этому, если он совсем один. Предоставлен самому себе.
Взаимодействию Натаниэля и джина не устаешь радоваться. Особенно поспособствовал этому Бартимеус, который ведет себя подчас как мальчишка. Он сам не раз принимает облик ребенка, чтобы больнее задеть юного мага, которому он вынужден подчиняться да, видимо, вместе с внешностью и мозги себе перенастроил на детские.
Незамысловато, простенько, но весело. Сказка для детей, в которой нашлось место для политики - заговоры и интриги оплетают сюжет подобно паутине. Естественно, в те моменты, когда джин не занят дракой с манекенами или еще чем, в том же духе. Постоянные перевоплощения Бартимеуса интересней всего. Занятно постараться представить мышь в позе атакующего каратиста. Сильный образ! Нелегок и тернист оказался путь изобретательного дуэта из мальчика-мага и джина. Почти со всем справились, всех победили и распрощались до следующей книги, которую я обязательно прочитаю.
592,3K