Рецензия на книгу
Бегство от свободы
Эрих Фромм
fullback344 сентября 2017 г.Блестящий автор, ясная мысль, повторяющаяся, возможно, даже слишком часто; легкость стиля, непредвзятая точка зрения на общество, человека в нём, и перспектив обоих.
Сконструированный в качестве почти бесконфликтного, «доиндивидуалистический» мир средневековой Европы, подчеркну – западной её части, - изначальная точка отсчета книги и грехопадения западного человека. Ушедшего из ясного, понятного, стабильного мира тотальных предписаний, в мир индивидуализма, гигантских фабрик, сблизившихся пространств не такой большой планеты. Ушедшего к свободе для того, чтобы в решительный час отказаться от этой самой свободы.
Такова традиционная трактовка отличной книжки. Предвосхитившей много-много чего в современном мире. Хочется же сказать чуть о другом.
1.Представление о том, что вот когда-то было так хорошо, а сейчас – не очень, - представление практически библейское, когда евреи придумали линейный календарь. Сопроводив его «гуманитарной составляющей» в виде рефлексии по безвозвратно ушедшему. Этой точке зрения сами знаете – сколько лет! Иудео-христианский взгляд о конечной точке этого земного мира и его, мира, последних судьбах – этот взгляд вполне себе полноценен. Был полноценен. В той же самой степени, что и классическая физика в сравнении с квантовой. Что я хочу этим сказать?
2. То, что система человеческого знания сделала фазовый переход. Открылись, как говорят в подобных случаях юристы, новые обстоятельства. Научный прогресс, знаете ли! Так вот. Что же оказывается? То, что к счастью или сожалению, нет в пространстве той самой точки, к которой всё как бы устремлено. Как оказалось, мир, в том числе социальный, - открытая система с принципиальной непредсказуемостью траекторией. И с теми самыми «гуманитарными» последствиями, называющимися морально-нравственным релятивизмом. «Всё дозволено», - как у Достоевского, если коротко-коротко. Дробление большого текста «добра и зла», «правды и кривды», на миллионы и миллионы маленьких индивидуальных «добров» и «злов», «истин» и «заблуждений». К чему это я?
3. К тому, что в жизни всё оказалось сложнее, чем писал в не самой оптимистичной книжке, Эрих Фромм. 70 лет спустя оказалось, что человек бежит не только от свободы – вообще от собственной «человеческой» сущности. Оказалось, что во многом марксистское произведение (и это – комплимент), «бегство от свободы» показывает не то, что «снятие» того самого отчуждения человеческой сущности от личности, о чём писал Маркс, оказывается, человек бежит от себя! Вот вообще – от себя!
Так называемое «общественное мнение» - что это? Это – результат манипулирования огромного количества СМИ. У которых, как оказалось по факту, не так много владельцев. Вполне себе конкретных мужчин и женщин. С вполне себе конкретными земными интересами.
Свобода воли? Свобода мнения? Свобода совести? Свобода высказываний? Свобода творца (ов)? Только ленивый не кидал в эту сторону мелкой гальки и что потяжелее. И? Да ничего – Маркс. «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Пусть он и не был главным экономистом, как дядя Изя из известного анекдота, но зрил в корень. Разумеется, говоря обо всем этом, понимает: абстрактная «свобода воли», в чистом виде – такой же фантом, как и сферический конь в вакууме. Однако, осадочек остался.
Более того. Поскольку любому мыслящему, да что там – мыслящему – любому индивидууму необходимо идеологическое прикрытие, объясняющее, оправдывающее и придающее некий смысл неким действиям, - так вот, бегству от себя, а не только от свободы, было придумано следующее идеологическое прикрытие: эмансипация. Раскрепощение по-русски. Но не женщин. И даже не личности, как оказалось. Нашего старого-старого, доброго-доброго … инстинкта!
Нет? Не так? Не согласен мой читатель?
Тогда можно порассуждать о свободной раскрепощенной личности с погонялом «анонимус» в интернете – батлфилде свободных людей. Настолько свободных, что высшее проявление этой самой раскрепощенности может вместить в себя только аватарка. И любая придуманная жизнь. И судьба до кучи. К чему это я?
4. Да к тому, что Фромм, без иронии говорю, любит человека. Он – действительно гуманист. Он ведь говорит о чем? Жизнь такая. Заводы гигантские. Обобществление капитала. Глобальные рынки. О генной инженерии ничего не сказал, так она тогда только начиналась. Нужда, среда такая, а человек – слаб. Ну а коли среда такая, то и грешников нет, а только нужда, - так вот запросто Федор Михайлович мог бы ответить на это. Как, впрочем, и говорил в известном произведении.
Гуманизм Фромма – европейский. Или всё-таки общечеловеческий? Или гуманизм, как и истина, абстрактным не бывает, а? «Достойно ль склоняться под ударами судьбы»? – это ведь начало бунта европейского человека. Бунта за новую онтологию.5. Даже тогда, когда вам покажется очередной повтор главной идеи (или идей), ничего, перетерпите, читайте дальше обязательно! Книжка, повторюсь, замечательная, если с идеями можно и должно спорить, то со стилем, языком, образностью, научной эрудицией, - не нужно спорить Не спорить, но просто читать.
141K