Рецензия на книгу
Сатиры
Квинт Гораций Флакк
Аноним1 сентября 2017 г.чернь говорит черни, что она чернь.
Гораций попадает под амнистию и возвращается в Рим. Республиканское прошлое и недостаток средств вынуждают его устроиться секретарем. Попутно он начинает писать «Сатиры». Достаточно странный выбор, не правда ли? Его положение не совсем подходило на роль человека, высмеивавшего общество или не дай бог правителя.
На мой взгляд, набор тем у Горация получился банальным: алчность, скупость, разврат, дружба, поэзия, знатность, погоня за наследством, etc. Хотя банальность здесь не совсем правильное слово, скорее темы были классическими. Всё вышеперечисленное уже высмеивали в Греции, теперь вот высмеивают в Риме, и будут высмеивать дальше, вплоть до нашего времени. А вот на Октавиана Гораций не нападал, он хоть и не был его личным поэтом, но во многом симпатизировал его политике.
В своих классических темах Гораций поднимает ряд значимых вопросов. Например, говорит о том, что большинство людей недовольны своей судьбой, считая счастливцем другого. Правда каких-либо конкретных ответов он на эти вопросы не даёт, предпочитая ограничиться порицанием.
Достаточно большое количество стихотворений посвящено сатирической поэзии. В одном из таких Гораций строит диалог с вымышленным противником, отражая его нападки: «Ты любишь всех оскорблять! От природы склонен к злоречию!», «А точно ль поэзия это?», «Они опасны для людей!», именно на эти утверждения вы и услышите ответы. А в другой сатире мы видим диалог с юристом, который даёт советы Горацию, мол аккуратнее Квинт, а то до седин не доживешь.
Через все сатиры у Горация проходит одна философская мысль, которую можно отнести как эпикурейству, так и к стоицизму: умеренность. Мера должна быть во всем. Будь то деньги или, не дай бог, еда. Все же:
Ибо не в запахе явств, а в тебе самом наслажденьеПод конец Гораций разражается стоическим парадоксом:
Все люди рабы, одни мудрецы свободныЧто мне не понравилось в Гораций, так это его необъективность в социальном вопросе. Он хвалит Мецената за то, что тому нет дела до происхождения людей. При этом сам регулярно использует слово «чернь» по отношению к народу или же отдельному человеку. И что самое смешное, он сам являлся сыном вольноотпущенника и имел довольно низкое происхождение.
Ну и куда же в «Золотом веке» без похвалы сельской жизни? В унисон с Вергилием Гораций славит село и жалуется на надоедливых людей в городах.
4192