Рецензия на книгу
Штиллер
Макс Фриш
NinaKoshka2130 августа 2017 г.В каждом слове есть и правда и фальшь,
это и есть суть слова, и тот, кто хочет верить всему или ничему…
Роман Макса Фриша произвел взрывной разноцветный фейерверк.
Даже не ожидала насколько глубоко смог он проникнуть и надолго задержаться в моих мыслях.
Кто же такой Анатоль Людвиг Штиллер?
Он скульптор, муж прекрасной балерины, любовник шикарной Сибиллы, он родился и проживает в Цюрихе. Вот он, но…
Он не Штиллер.
И никогда им не был.
Никогда не был Уайт Штиллером.
Запомните: это Уайт – не Штиллер.
Его посадили в тюрьму за то, что он Штиллер.
Он клянется и божится, что он не Штиллер и требует виски.
На таможне его заподозрили, что он Штиллер, а он в ответ дал оплеуху таможеннику. О чем никак не сожалеет.
Он немец, американец немецкого происхождения, но он не Штиллер.
Штиллера ищет супруга Юлика, он пропал без вести шесть лет назад.
Он арестован.
Итак, он должен рассказать правду о своей жизни. Ни больше – ни меньше. Правду. Всем подавай правду. Правдолюбцы. Волки в овечьей шкуре. Много ли мы говорим правды. И кому она нужна?
Буду говорить от себя лично, так проще, уберите местоимение Он. Теперь буду - Я.
-Но я - Уайт
Они мне предлагают бегство; не свободу, а бегство в роль.
Можно рассказать обо всем, только не о своей доподлинной жизни, - эта невозможность обрекает нас оставаться такими, какими видят и воспринимают нас окружающие – те, что утверждают, будто знают меня, те, что зовутся моими друзьями.Если это Штиллер, то он достаточно откровенен, если Уайт, то ему приходится выдумывать эпизоды непрожитой жизни. Это трудно. Дважды трудно – и отрицать, и придумывать, чтобы не сбиться.
Все зависит от того, что понимать под словом – жизнь.
Трудно определить, отчего жизнь бывает настоящей.
И что такое «настоящая» жизнь? Если жизнь не удалась по ряду причин, не проще ли ее потерять, поменять, спрятать от чужих и своих глаз, выбросить, привязать камень к этой жизни и в реку ее, в море, с обрыва. Пусть исчезнет, а самим выбрать, придумать другую.
Смертельно боюсь повторения!
Повторение! А ведь я знаю, все зависит от того удастся ли перестать ждать своей жизни за пределами повторения, но по доброй воле сделать повторение своей жизнью, признав: да, это я…Однажды он влюбился, пропавший Штиллер, в прекрасную балерину в костюме принца или пажа на балете Чайковского «Щелкунчик». Стремясь произвести впечатление на Юлику, он заявил, что эта музыка – мыльные пузыри, виртуозная импотенция, лимонад со световыми эффектами, сентиментальная безвкусица для стариков. Юлика считалась восходящим светилом.
Она была странной, с пеленой из страха в глазах. Страх жил в ней.
Мало-мальски опытный мужчина без труда догадался бы, что это очаровательное создание – ярко выраженный фригидный тип, и не питал бы напрасных надежд. Но, кто же спрашивает советов. Через год они поженились. И жизнь стала невыносимой. Каждый ждал чего-то иного друг от друга. И они оба стали жертвами. Он ждал иного от Юлики, она от него. Штиллер чувствовал опустошение, Юлика горечь и разочарование. Холод воцарился в доме. Непонимание и одиночество вдвоем.Оставался один выход – проснуться!
И каждый проснулся в своей жизни.Очень странно-непредсказуемое произведение швейцарца Макса Фриша, которое, как кривое зеркало или разбитое зеркало, в которое нельзя смотреться, но очень хочется. Хочется докопаться до причин, которые выталкивают людей из обычной, пресыщенной, сытой жизни и пинками выгоняют их в другую жизнь. Если удастся. Неужели собственный нарциссизм, эгоизм и себялюбие являются импульсом к непредсказуемым поступкам – уместным или неуместным, но поступкам.
Доказать правду? Я не могу. Разве я знаю, кто я?161,9K