Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Bone Clocks

David Mitchell

  • Аватар пользователя
    Аноним26 августа 2017 г.
    Писатель всегда, можно сказать, флиртует с шизофренией, подкармливает синестезию и охотно привлекает на помощь обсессивно-компульсивный синдром. (с) Дэвид Митчелл «Простые смертные»

    Почему-то когда я бралась за "Простых смертных", то подсознательно ожидала второго "Облачного атласа". Отчасти эти ожидания оправдались, отчасти нет. Митчелл все так же хорош и непредсказуем, но в этот раз вместо несколько философской и удивительно гармоничной книги перед нами - добротное фэнтези с элементами антиутопии. Вот такой нежданчик)

    Нам предстоит провести почти 60 лет, с 1984 по 2043 год вместе с Холли Сайкс. Впервые мы знакомимся с ней, когда Холли, вполне себе обычная отроковица эпохи 80-х из-за неразделенной любви сбегает из отцовского дома, который по совместительству еще и паб. Милые 80-е, когда в каждом придорожном кусте еще не сидело по маньяку, а 15-летние девчонки относительно спокойно могли брести себе вдоль обочины куда глаза глядят... Казалось бы, только на таком начале можно было бы замесить неплохую историю, но Митчелл пошел дальше и вскоре нас ждет знакомство с бессмертными негодяями, которые пьют человеческие души, и белыми и пушистыми этакими ангелами-хранителями, тоже, разумеется, бессмертными, которые им противостоят. Как не трудно догадаться, Холли оказывается в эпицентре этих мистических разборок и это наложит отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь.

    Митчелл умело нагнетал атмосферу почти до конца отнюдь не маленького романа. Вместе с героями мы периодически перескакивали через десяток-другой лет, чтобы вновь встретить их сначала повзрослевшими, а потом уже и постаревшими. Мистическая линия, которая очень долго лишь пунктиром появлялась в романе, изначально меня бесила своей нераскрытостью, потом интриговала и, наконец, захватила уже в 2020-х, когда приблизилась развязка всей этой потустронней истории.

    Но что меня откровенно разочаровало, так это финал. Можно было бы спокойно поставить точку после эпической битвы Добра со Злом. Но нет же, Митчелл щелкнул пальцами и перенес нас в 2040-е, которые легко представить себе вспомнив любой из постапокалиптических голливудских блокбастеров. И начал разворачивать ниточки этого клубочка, в котором полеты на самолетах, Интернет, мобильная связь и магазины остались в прошлом. Эта часть романа несомненно злободневная, важная и мне было чертовски любопытно узнать, что же случилось бы с миром еще через 10 лет. Но... Облом.

    Создалось такое впечатление, что Митчелл разогнался как минимум на второй том "Простых смертных", но издатели ему сказали: "Ждем рукопись завтра и ни днем позже". И автор просто остановился на том, до чего успел дописать. Резко взял и обрубил все концы, махая нам с палубы уходящего в Исландию корабля и ехидно улыбаясь.

    Но даже несмотря на легкое чувство досады из-за неудачного, на мой взгляд, финала, роман весьма и весьма интересен. Он представляет собой уникальное явления внежанровой (или, если вам так больше нравится, многожанровой) книги, захватывает с первых страниц, читается, несмотря на объем, на одном дыхании, да еще и затрагивает пару-тройку философских вопросов, о которых хочется поразмышлять после того, как перевернута последняя страница. Однозначно продолжу читать Митчелла дальше, благо, есть еще что)

    19
    1,6K