Рецензия на книгу
Виктория
Кнут Гамсун
Аноним11 января 2011 г.В этом флёре полусказочной реальности, которая никому не подвластна и живёт своей жизнью в собственном измерении, есть что-то, роднящее её с неуловимой, но при этом такой достоверной, легко осязаемой атмосферой прозаических ноктюрнов Александра Грина.
Читая эту небольшую повесть, ты заражаешься сладостно-щемящей меланхолией, порождённой мечтой, которая едва не сбылась, и счастьем, которое чуть было не настигло. Какое же это блаженство: пристроиться в отведённом тебе автором уютном уголке и оттуда, со стороны, наблюдать за становлением и метаморфозами чувства, не опошляемого чрезмерно броскими и избитыми стилистическими «стразами» тем, кто о нём повествует. Никакой приторности, тяжеловесности и предсказуемости, никаких искусственных добавок: несмотря на присутствие повествователя (почти незримое), такое ощущение, будто история эта разворачивается сама по себе, самым естественным образом. Если и есть у происходящих событий какой-то «двигатель», то разве что случай, - неотъемлемый компонент механизма и нашей (нехудожественной) реальности. Судьбы персонажей выведены изящными штрихами – как и их личные драмы, которые стыдливо прикрыты полупрозрачной завесой творческой ли деятельности, бытовых ли занятий вроде прогулок и званых обедов, оттого так и тянет приоткрыть её и заглянуть в зияющую тёмным оком глубину и суть этих духовных треволнений.
Написание небольшой истории порой требует большего мастерства и искусности, нежели создание объёмного произведения: это, несомненно, более утончённая и кропотливая работа. Так вот «Виктория» – яркий образец такого мастерства во всём его великолепии.
737