Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Таис Афинская

Иван Ефремов

  • Аватар пользователя
    YouWillBeHappy21 августа 2017 г.

    Не любите исторические романы? Не беда!

    Эта книга вовсе не об истории сожжения Персеполиса афинской гетерой Таис, как гласит аннотация. Город сжигают сами завоеватели, участники похода Александра Македонского, после вдохновляющей речи этой самой Таис, – и этому посвящена лишь небольшая глава в середине книги.

    На самом деле весь поход занимает приблизительно одну четвёртую часть и напоминает конспект из учебника. В тексте много незнакомых названий, объяснений которым не даётся:


    Легендарные женщины Термодонта исполняли его на равнине Темискиры – на пафлагонском побережье Эвксинского Понта. Это всегда происходило в полнолуние, под ярким светом высокой луны, в дни эллотий – празднеств в честь Артемис.

    Но опять же – соотношение к основному объёму совсем небольшое. В награду – в среднем одна голая барышня на страницу, и никакого отвлекающего фона: монологи пространны и, по сути, бессмысленны, а у героев ни характера, ни индивидуальности, это просто имена. Да прелесть просто!

    Это книга о жизни афинской гетеры – профессиональной любовницы – Таис и кучки её рабынь, которых по ходу повествования та наставляет на путь истинный и выдаёт замуж. Они, конечно, все, как на подбор, красивы, умны, мудры, полны разных талантов, а Таис больше всех. Ими восхищаются не только мужчины при каждой (!) встрече, но и они сами попеременно отпускают друг другу комплименты. В общем, текст пестрит такими описаниями:


    «Ее глаза кристально чисты, как источник Артемис, – думал Александр, – серые, с проблесками золота и лазури, спокойные и доброжелательные. А губы будто вырезаны из пурпурного камня – так четок их рисунок, резкий, как и длинный разрез век под узкими бровями. Кожа – светлой меди, прозрачная и шелковистая, будто тонкая пелена огня, горящая на алтаре в ясный полдень…»

    Если говорить о талантах, то это в основном всевозможные танцы, естественно, в чём мать родила. И автор уделяет этому огромное внимание, упоминая их не один и не два раза, а с десяток и со всеми подробностями. У меня даже воображение ушло в отпуск, устав всё это представлять:


    Эрис подняла руки над головой, сложив их особенным способом – ладонями вверх, и медленно стала выгибаться назад, устремив глаза на свою грудь. Когда темные кончики ее широких, как степные холмы, грудей встали вертикально, будто указывая в зенит неба, Эрис повернула лицо направо и, отбивая ритм правой ногой, начала поворачиваться справа налево, поднимая и вытягивая для равновесия правую ногу.

    Поднимаясь на пальцы правой ноги, гетера высоко поднимала левую, обхватывала ее щиколотку протянутой вперед левой рукой. Изогнутое луком медное тело Таис обрисовывало треугольник, как бы замкнутую вверху букву «гамма» на темно-пепельной шерсти лошади. Затем обе руки простерлись на уровне плеч в такт сильному прогибу тела, а правая нога перешла в положение левой.

    Два, четыре, восемь, двенадцать – спаренные удары учащались, лошадь то устремлялась вперед, то приседала назад. Таис откидывалась, выгибаясь дугой и устремляя груди к темному небу.

    Кроме того, читателя информируют во всех деталях, чем они занимаются, будучи обнажёнными (!): как купаются, в каких позах лежат, как друг другу делают массаж и прихорашиваются:


    – Я не знала, – нахмурилась Таис, – и не накрасила сосков.
    – Они у тебя естественно тёмные, – возразил Лисипп.

    И, конечно, позируют для изваятелей их статуй. Без этого – никак.

    При этом автор не упускает возможности познакомить читателя, например, с мышечной системой человека, что у автора занимает несколько (!) страниц. И это могло быть скучно, если бы скульптор не подкреплял свои слова демонстрацией обнажённой натуры! Гениальный ход!


    Насколько я понимаю, восхитительную выпуклость бедер спереди дают упражнения мышц, поднимающих ноги вперед. Но этого мало. У нее, – ваятель перешел к Таис, – чрезвычайно сильны те глубокие мышцы, что притягивают ногу к тазу. И у крито-эллинки, и у нубийки нет ни малейшей западинки против сочленения ноги с тазом. Это тоже не случай. Многие обладают этим даром Харит от рождения. У Таис очертания бедер еще круче от упражнения идущих сзади и вверх мышц: вот этой, посредине между двух больших, и других, которых не прощупать, но они приподнимают слой верхних. Все они соединяют таз и бедро, поворачивают ногу, отводят ее назад и в сторону, выпрямляют туловище. Я бы назвал их танцевальными, а те, что сводят ноги, – наездническими! Запомните, жены должны развивать свои глубокие мышцы, а мужи – наружные.

    Думаете, что вам, как читателю, хватило бы лишь одного-двух упоминаний о различных аспектах культуры эллинов – тех же танцев? Думаете, вы бы предпочли познакомиться с философией, мировоззрением народа, если бы это было органично вплетено в сюжет, а не представлено многостраничными монологами? Думаете, вы бы обошлись без многих сцен, не имеющих никакой сюжетной значимости? Ну тогда вы зануда, и эта книга не для вас! Только представьте: подробное описание танца обнажённой женщины на коне или купание матери с сыном! Прелесть же!

    Короче, не книга, а конфетка! Единственный недостаток – ни одного описания голого мужика.

    53
    1,3K