Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Королева Бедлама

Роберт Маккаммон

  • Аватар пользователя
    Аноним20 августа 2017 г.

    Настоящая Королева Бедлама

    Без толку с ней говорить, они никому ни слова никогда. В Бедламе ей место, вот что.
    Маккаммон Роберт, «Голос ночной птицы»

    Итак, друг мой, осмелюсь предположить, что первая книга — «Голос ночной птицы» — тебе понравилась (мне понравилась), и ты решился на продолжение. Во второй книге ветер существенно переменился — настолько, что во многом определит следующие книги. Настоящее начало истории Мэтью — здесь. Здесь — на заре Нового Йорка — начинается нуар и Новое время. Оторваться невозможно.

    Итак, летом 1702 года магистрат и его клерк работают в Новом Йорке, пыльном и душном, когда город сотрясает новое кровавое убийство, совершённое Маскером, и клерк оказывается у трупа состоятельного торговца одним из первых. Заляпанный кровью, Мэтью и без того стоит поперёк горла у городских констеблей, зато окровавленная рубашка становится пропуском на дознание, и молодой человек снова попадает в рабство своему любопытству, переходящему в одержимость. У него есть вопросы, и он ищет на них ответы. Если, друг мой, тебе кажется, что есть в этом что-то угрожающе, то ты прав.
    Персонаж Мэтью теперь вырисован жёстче, он подрастерял несообразную возрасту наивность и вооружился новым делом (даже не одним). На сцену наконец-то вышел вскользь упомянутый в «Голосе» злодей, да и шутка старика Абнера про немую девушку, которая могла бы стать королевой бедлама, нашла своё воплощение. Это любимый приём писателя, и в этой книге ты даже сможешь краем глаза увидеть нескольких сюжетообразующих героев для следующей. Вообще-то автор не просто упоминал их, а жестоко шутил по их поводу, но шутки дойдут только в «Мистере Слотере» .
    Лейтмотив серийного убийцы, несостоятельной «полиции» и детдоморощенного детектива мог бы показаться самую капельку заезженным (если не писателями, то кинематографом), однако автор красиво выходит из положения: убийца и его мотивы вызывают сочувствие, сам он способен на раскаяние, «полиция» учится на своих ошибках и даже героически спасает героев, а юный сыщик закладывает основы жанра. Конечно, книга написана в 2007 году, и оттого последняя деталь выглядит почти как шутка, но сдаётся мне, друг мой, это шутка и есть. Или пасхалка, море пасхалок. Пока читаешь — веришь, но потом это вызывает смех и приступ острого умиления. Взять хотя бы то, как сильно автор обожает псевдопророчества: у него психи в Бедламе видят будущее!

    ♛ Кстати о птичках. На самом деле, мне кажется, «Королева Бедлама» во вторую очередь — после того, как, в первую очередь, это необычный, красивый и увлекательный детектив, — является своеобразным ретроспективным взглядом на Новый Свет в целом и Новый Йорк в частности. Сигнальными флажками этой ретроспективы являются разбросанные тут и там пасхалки — намёки на современность. Такой Нью-Йорк мне нравится. ♛

    Но вернёмся к роману. Он превосходен, хотя и не идеален: преступления простоваты; гениальный злодей появляется лишь под конец, и то — автор откладывает его на потом, а остальные — или низкосортны, или недостаточно злы для злодеев; к тому же повторение трюка с сексом, когда Мэтью в полубессознательном состоянии, раздражает; и метафоры поскучнели. Так вот, роман, хотя и не идеален, отлично выезжает за счёт привязанности к превосходному главному герою, новизны, интересных персонажей, пасхалок из будущего, психологически верной и красивой завёрнутости сюжета и мастерской игры автора.
    Однажды Маскер сказал, что он — игрок, но он пешка, а настоящий игрок — это автор, который ставит перед собой трудную задачу: написать завораживающий детективный роман о временах, когда ни детективов, ни дедукции, ни способов вести расследование, ни понятия расследования как такового не существовало, — автор отчасти на ходу придумывает правила и, чсх, выигрывает. Если забыть о том, что все эти детективные штучки типа мотива, алиби, улик, слежки, профайлинга, криминалистики и прочего были изобретены до появления замысла о романе про Мэтью Корбетта вообще, то озарения новоявленного детектива даже восхищают. Но Мэтью легко быть гением на всём готовом. Зато автору куда как нелегко внушить своему персонажу нужные мысли так, чтобы это выглядело правдоподобно. Вот он и играет с читателем.
    Но в одном он предельно честен: если сперва всё было плохо, то потом будет ещё хуже. А потом ещё и ещё. И так всё время. И, по сравнению с «Голосом», конец «Королевы» более грустный и менее приподнятый. Ни на какие вопросы этого мира нет лёгких ответов, а вопросы с каждым годом всё сложнее и сложнее. При всей своей выдуманности, мир Корбетта печально похож на наш.

    P.S. А с настоящей Королевой Бедлама, которая дала название моему отзыву, друг мой, ты познакомишься в книге. Или прямо здесь, если ты не спойлерофоб.

    13
    135