Рецензия на книгу
Спаситель
Ю Несбё
Аноним17 августа 2017 г.И опять Ю Несбё продолжает нас радовать и даже удивлять, не смотря на то, что роман «Спаситель» уже шестой в цикле.
И так, в рядах норвежской Армии спасения совершенно хладнокровное, публичное убийство. Несмотря на то, что убийцу видели в лицо, есть его фотографии, хоть и нечёткие, а в друзьях и коллегах Харри Холе числится одарённый специалист по распознаванию лиц, полиции не удается, не только идентифицировать личность, но и с уверенностью сказать, что на различных фотографиях один и тот же человек. Нет сомнений только в одном: преступник профессионал, а убийство «заказное». Учитывая, что жертва это молодой парень с пристойной репутацией, входящий в христианскую благотворительную организацию, то мотив преступления и вовсе ставит в тупик. Но и этого мало, уже в самом начале расследования выясняется, что убийца ошибся — убил не того брата. А значит, охота продолжается...
Какие скелеты прячутся в шкафах жертв, что таится за добродушными лицами людей, посвятивших свою жизнь помощи бездомным, нищим и наркоманам? Какие страшные тайны могут скрываться за благочестивым фасадом одной из крупнейших благотворительных организаций? Ответы будем искать с Харри Холе.
В принципе, убийца известен с самого начала, и основная фишка романа, в этот раз, заключается в поисках мотива убийства. Найдём мотив, станет известен и заказчик. И вот это копание в тёмном прошлом героев, когда Автор кормит нас лишь намёками и догадками, а отнюдь не фактами раскрывающими суть, как раз делает роман увлекательным. А читателя, в очередной раз, участником расследования. Мы вместе с норвежским детективом будем блуждать в потёмках, нащупывая и вынюхивая малейшие ниточки, позволяющие нам напасть на верный след. Да, играть просто в «угодайку», нам уже недостаточно. В очередной раз Автор нас выводит на совершенно иной уровень участия в детективном сюжете.
Неимоверное погружение в роман достигается не только сюжетной интригой и её подачей. Мельчайшие подробности, мало того, что усиливают достоверность, происходящего на страницах романа, так ещё очень важны, а потому читать надо внимательно и держать всё в голове. Никогда не знаешь, какая деталь окажется в сцене главной и выстрелит впоследствии. Но не надо думать, что подобное кропотливое чтение может утомить. Ещё раз повторюсь, это очень увлекательно, хотя те, кто знаком с циклом, уверен, оценили это уже давно. Как и оценили умение делать психологические портреты всех, без исключения, действующих лиц, даже проходных и статистов. Нищий на улице, наркоман в приюте, бармен или продавец в магазине это не декорации, это сплошь живые люди, со своей жизнью, мыслями, желаниями. Всего в паре фраз, лёгким наброском, Несбё, описывает человека и у нас тут же формируется к нему личное отношение. Не знаю, уместно ли это сравнение, но такое отношение к мелочам и персонажам, а так же связующим их нитям, чем-то напоминает мне Стивена Кинга.
Всё это мы уже в той или иной форме встречали в предшествующих романах, и именно это мы успели полюбить в цикле о Харри Холе. Чем же ещё может похвастать это произведении? Во-первых, это линия наёмного убийцы. Прочитав завязку, в начале отзыва, вы могли подумать, что выглядит она достаточно простовато. Но уверяю вас, это не так. В последствие, уже ближе к концу, вы убедитесь, что преступление спланировано практически идеально и довольно оригинально. Но с помощью каскада случайностей, рушится первоначальный рисунок, и действие расцветает новыми, непредсказуемыми узорами. Что, конечно же, придаёт сюжету живости и остроты. Кстати, так называемые стечения обстоятельств, совсем не похожи на рояли в кустах и не вызывают отторжения, а выглядят логично, вполне обыденно и отлично ложатся в повествование. Тем более в этот раз они не подыгрывают героям, а наоборот усложняют им жизнь, причём всем без разбора.
Второй момент, который обращает на себя внимание в «Спасителе» это как Ю Несбё стирает грань между «плохим» парнем и «хорошим». Сделано это не то что не навязчиво, а вообще не заметно. Где-то в середине книги я поймал себя на мысли, что наёмный убийца вызывает подсознательную симпатию, а вот его жертва почему-то свою порцию сочувствия от меня добивалась со скрипом. Причём, происходит это не осознанно. Почему так происходит и где подвох? В этом надо разобраться, но не в одиночку, а с Харри Холе, ведь наверняка у него вертятся такие же мыслишки, что и у вас.
Немного места будет уделено и старым, уже знакомым нам персонажам. Пожалуй, главной неожиданностью второстепенных линий, для этой книги, было развитие истории с Томом Волером. Как говорится: «Где есть принц, там, как правило, есть и король». Но не буду спойлерить.
В конце хочу добавить, не смотря на то, что в шестой книге нам всё-таки дают немного выдохнуть, после зубодробительного хет-трика: «Красношейка» — «Немезида» — «Пентаграмма», «Спаситель» очень качественный, глубокий и главное захватывающий детектив, причём очень важный для всего цикла в целом.5138