Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним15 августа 2017 г.

    Замкнутость и уединение главного героя... Изумительно. Книга, начинающаяся так, обречена быть превосходной. Мальчик со своими мечтами, наивными, ещё совсем детскими, но уже романтизировавший их до того, чтобы, наконец в них поверить. Меня отвлекла муха на потолке... Детство - время непрерывного поглощения информации. И главный герой весьма впечатлителен, как, впрочем, и все мы в своих славных детствах. Удивительно, как в столь раннем возрасте, он (Мисима) запоминал и проносил эти воспоминания до момента написания их, окружающий мир в таких деталях. А где был я? Почему я ничего не помню из своего детства? А может... В общем, нелюбителям спойлеров и других жизненных неурядиц пора закрывать вкладку и перестать читать. (Я действительно думаю, что мои рецензии кто-то читает, глупец.) А теперь, предприму робкую попытку разобраться в тексте, столь сложном и интересном. Золотой Храм - совершенство и красота, именно это было для мальчика духовным зданием. Он сравнивал всё красивое, что видел, с ним, сделал мерилом; но увидев его воочию - разочаровался. И можно проводить тысячи аллегорий по этому поводу. Хотя, книгам японских писателей повод для аллегорий не нужен вовсе. Герой, с одной стороны пытался уничтожить Золотой Храм, чтобы увековечить его дух, с другой, уничтожив Храм, он понимал, что обессмертит красоту. Такая себе, скажу, битва конфронтаций. План, камнем осевший в его голове, что его поступок способен изменить вековой уклад жизни ни одного человека, и даже ни двух, но целой страны невероятно подстегал его, ведь так всегда бывает, когда человек ведомый мечтами терял свой рассудок, но ожидаемый ли в таких случаях его ждал конец? И в один момент, записывая по пятам мысли о герое, я спрашивал себя: И что теперь писать? Это невероятно сложно. А затем, обратившись к нему: Кто ты, парень? Что в твоей голове? О чём ты думаешь? И это страшно, когда ты чувствуешь себя особенным, ты веришь в свои силы и в то, что способен изменить мир, наконец заставишь людей вокруг думать иначе, подорвёшь их авторитет и склонишь к своей истине. А вдруг, это всё фальшь, и ты такой же, как все вокруг. Всего лишь ничем не примечательный сопливый подросток. Как жить с этой мыслью? В праве ли ты тогда предлагать миру свои ориентиры? А что, если ты запутался? Если истина и ложь предстали пред тобой в искажённом виде, хватит ли у тебя сил и мудрости расставить всё по своим местам, разложить по полочкам мысли в своей голове и жить согласно им? Что, если нет? Осмелишься ли ты на отчаянный шаг, чтобы заявить о себе или примешь иные условия, продиктованные тебе твоими же собственными страхами? Мисима оставлял одни вопросы, а герой его, сиротливой галкой блуждал в потёмках. Вообще, вот что мне открылось, герои Мисимы - противоположности самих себя. Это чистой воды Инь и Янь антропологии. В его мире даже вещи противопоставлены друг другу, а вместе с ними: взгляды, интересы, люди, события, природные явления, и такая банальность как: добро и зло, правда и ложь. И они, что самое удивительное, никогда не сходятся, но в то же время - удивительным образом гармонируют друг с другом, а стоит им отдалиться - так они распадаются, и всё летит в тартарары. Такое удивительное свойство магнита создаёт сказочную атмосферу в его книгах. Задумайтесь ещё вот о чём: когда ты инвалид, несуразной внешности, или просто мнителен, и тебе этим тычут, ты замыкаешься в себе и всё твое нутро выражает миру протест, тому миру, что пытается укротить тебя, унизить, сломать. Это читается в его героях, в их словах, мыслях, поступках. И сознание лихо рисует тебе мир наизнанку и уродует его в ответ, создавая равные условия. И только с этой точки зрения я могу понять героя и оправдать его. Это всего лишь защитная функция человеческого нутра, внезапно блокирующая его от чуждого и враждебного мира. Одиночество послужило ещё одной проблемой разлада его личности. Ибо оно загнало его в тупик, а природная живость ума в тот момент сыграла с ним злую шутку - она принимает вызов, а внутренний гений противостоит внешнему воздействию с такой силой, что даже его собственные логические доводы и пресловутая правда, и следующие за ними попытки всё исправить сходят на нет, ибо слишком поздно. Почему, когда передо мной лежит очередная по-настоящему серьёзная, важная книга, а на её обложке красуется уважаемое имя, я веду себя как российская прокуратура? А именно, ничего не хочу делать и на всё закрываю глаза? Как мне побороть этот недуг? Герои - это люди с поломанным мировоззрением. Хочется пропихнуть тему о женщинах. Отношения к ним у Мисимы особенное. Если не брать во внимание роман "Исповедь маски", как автобиографический и еще по некоторым известным причинам, то всё становится на свои места. Эти его отношения оправданны. Но если там он в упор не замечал женщину, и не представлял женщину как женщину, простите за каламбур, то тут, в этой книге, им доставалось нещадно. Под раздачу попадали все и раздавал он без зазрения совести. Получала и мать, и подруга, и просто случайная незнакомка. Хотя, даже тут были выдержаны границы, ибо каждая из них получала согласно иерархии приближении к герою: с матерью он мог просто поругаться (Если удостаивал её такой чести) и никогда не поднять руку, а левую деваху - пнуть ногой. На примере Мисимы мы видим, что даже будучи абсолютным женоненавистником, можно оставаться джентльменом. Вернёмся к Храму. Храм - есть его идеал, он идеал уничтожил, тем самым подарив себе свободу, независимость. (Он, кажется, где-то в тексте намекал на это.) А теперь самое важное, что является первопричиной его такого, на первый взгляд странного, поведения, и только поняв его мотив, можно наконец проследить логику его поступков. А она - поистине восхищает. Мне кажется, он не хотел от чего-то зависеть. Ничто не должно было влиять на его выбор или играть его чувствами. Его упрямство достигло кульминации, он отвергал всё, что ему предлагали и советовали, переиначивал все мысли и действия, искажал факты. И если бы ему сказали "Привет", он бы возмущенно ответил "Пока", дабы это отвергнуть, изменить. Настолько его сознание было запрограммировано изменять, преображать. Это очень странная линия восприятия мира, а личность - деградированная и замкнутая. "У тебя страшная улыбка" - сказал ему как-то его друг. Именно этим я и объясняю то, что он сжёг Храм. Хотя в последний момент передумал. Именно мысли о том, что у себя внутри, где-то на уровне своего подсознания, он уже сжёг его, он и воспротивился, и пытался вновь изменить заданный алгоритм, боясь, что он подчинён ему, а не управляет. Чудовищная противоречивость самому себе. Конфликт разума и действия. Я не хочу знать, что он переживал внутри. Это ужасно. Позволю себе ещё две ремарки. Его друзья. Это чёрное и белое. Помните теорию Инь и Янь? Так вот. Оба друга в какой-то степени влияли на героя, а он, в свою очередь, держался от них равноудалёно, не давая им соприкоснуться, но когда чёрное убило белое, герой отрёкся от оставшегося в живых, потому что, бинго, баланс был нарушен. И второе. Странное дело с телом. Ведь неспроста на всё это было обращено внимание автора. Дело в том, что тело - единственное, чему герой уступал, а по факту, проигрывал. И в самом финале, когда всё было поставлено на кон и путь назад отрезан; когда всё достигло своей кульминации, организм вдруг потребовал своё, а герой не воспротивился, не восстал, а покорно подчинился. "Тело предало меня." - сказал он тогда. Теперь, когда я написал о книге всё, что думал о ней, я её отпускаю. А может, воспротивиться, вернуться и начать всё с начала? Ах-ах. Нет. Не в этот раз, Мисима, не в этот раз.

    4
    160