Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Уик-энд на берегу океана

Робер Мерль

  • Аватар пользователя
    Аноним14 августа 2017 г.

    Порядок, побеждающий хаос

    Ох, как ярко этот небольшой роман воспринимается после "Дюнкерка" Нолана. Обязательно соедините эти два произведения. Особенно если фильм будет раньше. Ощущения потрясающие: это настоящий взгляд со стороны. Мы уже посмотрели и как-бы были частью этих стройных линий солдат, уходящих в море. А теперь мы видим их чуть издалека, глазами проходящего мимо, постоянно неприкаянного французского солдата. И как же меняется восприятие этого печального строя, когда ты смотришь на них глазами человека, находящегося на еще более высоком уровне отчаяния.

    После фильма казалось, что эти бедные ребята были воплощением страха, безысходности и уныния. Но Мерль показал, что при всем их бедственном и действительно практически безвыходном и смертельном положении у них остался один крошечный, но оказавшийся таким важным для победы стержень – порядок. Как настоящие британцы, они до последнего верили даже не в спасение, а в то, что все должно быть "правильно". Мы пришли к берегу, нас ждет эвакуация. И пусть мы на открытом пространстве, подготовленные, как на блюдечке, для немецких бомбардировщиков. Пусть большие корабли к нам не могут прислать. Пусть счет на выживание идет на дни и часы. Но они упорно и даже как-то чопортно стоят в своих безумных очередях в море, всматриваются в горизонт в сторону Родины. И в конце концов их упорство, упрямство и настойчивость, их порядок, побеждают хаос – они дожидаются спасения.

    А с другой стороны люди, которых на первый взгляд и не ждет ничего подобного. Они могут отойти от пляжа и спрятаться от бомбардировок в подвалах. Они могут ничего не ждать – они уже дома, на родной земле, которую, по нашим понятиям "не отдадим ни пяди". Но происходит нечто, вообще не укладывающееся в моей голове (как, думаю, и в голове британцев) – эти солдаты тоже ждут. Ждут врага, которому собираются сдаваться. Планируют, как им удобнее устроиться во времена оккупации, как избежать плена и сойти за гражданского. И даже – как заработать на всем этом деле. Я физически ощущала, как у меня глаза вылезали из орбит от изумления. Конечно, я не могу осуждать их – нет у меня такого права, и нет гарантии, что я бы повела себя по-другому в обстоятельствах войны.

    История Дюнкерка в этих двух днях, гениально описанных Мерлем, расставила все по своим местам: настоящая безысходность, настоящее поражение там, где человек сдается внутри. Самый последний солдат-беглец, стоящий по колено в море под бомбами и ждущий утлое суденышко – победитель. А уютно устроившие свой быт, с относительно приличной едой и даже алкоголем остающиеся один на один с врагом – проигравшие. Потому, что английский солдат бежит от ненавистного ему, втуне надеясь, что после он нанесет ответный удар. А остающийся французский – он принимает врага, принимает то, что он за собой несет. Он еще даже находясь на свободе сдается. И это внутреннее пораженчество, эта готовность сдаться на чужую милость делает с человеком страшные вещи – тот, кто всеми силами пытается приспособиться, чтобы выжить, погибает в первую очередь. И далеко не всегда от того, чего больше всего боится. Он может даже остаться жив, но жизнь ли это, когда не можешь выносить сам себя?

    C.R.
    Лучшие обложки вновь напоминают кадры из "Дюнкерка". А для сравнения приложила плакат одноименного фильма. И скажу честно, не представляю Бельмондо в главной роли. Он же герой, настоящий герой без страха и упрека – странно будет видеть его в роли потерянного и в какой-то момент потерявшего человечность Майя.

    31
    855