Рецензия на книгу
Amok / Der Amokläufer
Stefan Zweig
Аноним14 августа 2017 г.Это больше, чем опьянение... это бешенство, напоминающее собачье... припадок бессмысленной, кровожадной мономании, которую нельзя сравнить ни с каким другим видом алкогольного отравления... Люди знают, что нет силы, которая могла бы остановить гонимого амоком… они кричат, предупреждая других, и все обращаются в бегство… а он мчится, не слыша, не видя, убивая встречных.. пока его не пристрелят, как бешеную собаку, или он сам не рухнет на землю...Такое состояние именуется амоком. Однако, разве овладение оно человеком лишь в такой, красочно описанной форме? Разве не под амоком люди, прожив 10-20-30 лет в браке, вдруг собирают необходимое в дорожную сумку и бредут, как лунатики по проводам, к неведомому возлюбленному. Или вдруг оказываются на пороге буддистского монаха, зависают над пропастью в Непале, взбираются на Джомолунгму с котом в рюкзаке.
Амок как некое откровение вырвавшегося, как джин из бутылки, бессознательного, которое тут же берётся без меры исполнять сокрытые желания.
Но после вечеринки, на которой ты вдруг снял очки и и избавился от комплексов, бывает стыдно.
Если среднестатистические клерки и продавщицы в круглосуточном ларьке, вдруг заболевают амоком, что говорить о человеке, чьё призвание - нести свет добродетели в затерянной деревушке. Если аборигены погибают, завладей ими безрассудство, яростное стремление выбить из пространства жизнь, то окультуренный годами познания и практики врач будет бороться с искусом, выставляя в качестве щита против снобизма добродетель, используя в качестве последнего прибежища - раскаяние.
В декоре экзотического селения сошлись две силы - слепая плоть и гордый дух. И обе они - обоюдоострые мечи, ибо плоть доктора падает ниц перед высшим долгом и сочувствием, дух дамы благородных кровей подточен плотской слабостью, что стремилась, будучи непокоренной собственной душой, укрыться под сенью души неведомой, но влекущей.
После бури выглядывает солнце, и настает штиль. Только вот обломки кораблей, распростертые тела без глазниц и покачивающиеся на них чайки дают знать о свершившемся.
Так после каждой болезни плоти, после каждого поражения духа перед инстинктом. Мы подбираем павших в битве морали и инстинкта.
17710